решение по делу 2-82\2012 от 30.03.2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Вагай Вагайского района Тюменской области 30 марта 2012 года

Вагайский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи И.Б. Перина,

с участием заместителя прокурора Вагайского района Тюменской области М.М. Ибукова,

представителя ответчика – администрации Вагайского муниципального района Тюменской области – главного специалиста, юриста администрации ФИО1, действующего на основании доверенности без номера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:

Управления социальной защиты населения Вагайского района Департамента социальной защиты населения Тюменской области, главного специалиста управления ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, начальника учреждения ФИО3, и ведущего специалиста-эксперта финансово-экономической группы учреждения ФИО4, действующей на основании доверенности без номера от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания А.А. Плесовских,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-82/2012 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Вагайского района Тюменской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Вагайского муниципального района Тюменской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов в здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, где расположены – Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, - в срок до 01 августа 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Вагайского района Тюменской области обратился 01 марта 2012 года с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Вагайского муниципального района Тюменской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов в здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, где расположены – Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, - в срок до 01 августа 2012 года.

Прокурор мотивирует свои требования тем, что 10 февраля 2012 года прокуратурой Вагайского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. В ходе указанной проверки было установлено, что двухэтажное кирпичное здание с подвалом, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, принадлежит на праве собственности Объединенному муниципальному образованию - Вагайский район Тюменской области, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договорам аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное здание передано во временное пользование (аренду) Управлению социальной защиты населения Вагайского района и Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области. У входа в здание отсутствует пандус (другое средство подъёма), то есть доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, не обеспечен. Осуществление в указанных нежилых помещениях социальной деятельности, осуществление которой не обеспечивает беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения, существенно нарушает права неограниченного круга лиц - инвалидов, использующих кресла-коляски, гарантированные Федеральным законом №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст.15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Заместитель прокурора Вагайского района Тюменской области М.М. Ибуков, исковое требование поддержал в полном объёме, по основаниям изложенном в исковом заявлении, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области – главный специалист юрист ФИО1 исковые требования не признал в полном объёме. Представитель ответчика пояснил суду, что в силу ч.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Арендаторами помещений в здании расположенном по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, - принадлежащего администрации Вагайского муниципального района Тюменской области, являются Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области. Поэтому обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов в здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, где расположены, обязаны Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Управления социальной защиты населения Вагайского района Департамента социальной защиты населения Тюменской области, главный специалист управления ФИО2, с требованиями искового заявления исполняющего обязанности прокурора Вагайского района Тюменской области согласен полностью и просит его удовлетворить. Считает администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области надлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, начальник учреждения ФИО3, с требованиями искового заявления исполняющего обязанности прокурора Вагайского района Тюменской области согласна полностью и просит его удовлетворить. Считает администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области надлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, ведущий специалист-эксперт финансово-экономической группы учреждения ФИО4, с требованиями искового заявления исполняющего обязанности прокурора Вагайского района Тюменской области согласна полностью и просит его удовлетворить. Считает администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области надлежащим ответчиком.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, изучив материалы дела, суд считает заявленное исковое требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.9 Федерального Закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.

В соответствии со ст.15 Федерального Закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определён договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, принадлежит Вагайскому муниципальному району Тюменской области. Этот факт не оспаривает представитель ответчика, и он нашёл своё подтверждение свидетельством о государственной регистрации права собственности серии и выпиской из Реестра муниципальной собственности Вагайского муниципального района (л.д.6, 7). Из свидетельства следует, что собственником здания, расположенного по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, является объединённое муниципальное образование Вагайского района Тюменской области. Правопреемником объединённого муниципального образования Вагайского района Тюменской области, в связи с переименованием, является Вагайский муниципальный район Тюменской области. Согласно п.6 ч.6 ст.30 Устава Вагайского муниципального района Тюменской области к компетенции районной администрации относится управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством. Согласно ч.2 ст.42 Устава администрация Вагайского муниципального района Тюменской области вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Тюменской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами и законами Тюменской области.

Судом установлено, что администрация Вагайского муниципального района Тюменской области воспользовалась предоставленными ей правами и заключила договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Вагайского муниципального района Тюменской области. По договору от ДД.ММ.ГГГГ в аренду Управлению социальной защиты населения Вагайского района переданы нежилые помещения ( общей площадью 132,0 квадратных метра в административном здании, расположенном по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6. По договору от ДД.ММ.ГГГГ в аренду Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> переданы нежилые помещения () общей площадью 283,5 квадратных метра в административном здании, расположенном по адресу: <адрес>. В этих указанных договорах аренды указана обязанность арендатора: своевременно производить за свой счёт текущий ремонт имущества в соответствии с техническими нормами (п.3.2.4.); не производить реконструкций и перепланировок имущества без согласия арендатора (п.3.2.9.). Пункт 3.2.4 Договора заключённого с Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, добавлен вторым и третьим предложениями, согласно которых арендатор обязан принимать долевое участие в капитальном ремонте здания, производимого арендодателем, пропорционально занимаемой площади имущества к общей площади здания. За 2 месяца до начала проведения капитального ремонта произвести согласование с арендодателем на долевое участие в капитальном ремонте.

Судом установлено, что к объектам социальной инфраструктуры относится здание, в нежилых помещениях которого размещены Управление социальной защиты населения Вагайского района Департамента социального развития Тюменской области и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области.

Судом установлено, что беспрепятственный доступ для инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски, в здание расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, - не доступен. Согласно имеющимся ксерокопиям фотографий, предоставленным в суд, у входа в здание отсутствует пандус (другое средство подъёма) (л.л.22, 23). Этот факт в судебном заседании нашёл своё полное подтверждение также пояснениями представителя ответчика и третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований.

Доводы представителя ответчика – юриста Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области ФИО1, не признавшего исковое заявление, суд считает несостоятельными. Утверждение стороны ответчика о том, что Администрация Вагайского муниципального района Тюменской области не является надлежащим ответчиком, поскольку таковыми, согласно договоров аренды, являются Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, какими-либо доказательствами стороной ответчика не подтверждено. Судом с достаточной полнотой установлено, что собственником здания расположенного по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, является Вагайский муниципальный район Тюменской области. Право распоряжаться от имени собственника имуществом принадлежит Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области. Согласно договоров аренды арендаторы - Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области – не несут обязанности по проведению капитального ремонта здания, в котором арендуют нежилые помещения. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области обязано лишь принимать долевое участие в капитальном ремонте здания, производимого арендодателем, пропорционально занимаемой площади имущества к общей площади здания. Из этого обязательства следует, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, несёт лишь пропорциональную обязанность по капитальному ремонту здания в случае производства такого ремонта арендодателем - Администрацией Вагайского муниципального района Тюменской области. И такой ремонт касается общей площади самого здания, а не прилегающих к ним лестниц и крыльца. Кроме того, договором предусмотрен 2 месячный срок согласования до начала проведения капитального ремонта с арендодателем на долевое участие в капитальном ремонте. Из этого следует, что обязанность по проведению капитального ремонта лежит на распорядителе собственностью - Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области. Об этом же говорит и часть 1 ст.616 ГК РФ обязывающая арендодателя производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Как установлено, какими-либо законами, иными правовыми актами и договорами аренды, обязанность Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области на производство капитального ремонта здания расположенного по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, другим лицам, в том числе, арендаторам, не возложена. Согласно раздела А подраздела VII Перечня работ по капитальному ремонту зданий и сооружений к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утверждённого Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по делам строительства №279 от 29 декабря 1973 года, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец относится к работам по капитальному ремонту.

Иных доказательств, стороны суду не представили.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.9, 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года №73, а также руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вагайского района Тюменской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Вагайского муниципального района Тюменской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов в здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, где расположены –Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, - в срок до 01 августа 2012 года, – удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов в здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Вагайский район, село Вагай, улица Ленина, дом 6, где расположены Управление социальной защиты населения Вагайского района и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вагайском районе Тюменской области, - в срок до 01 августа 2012 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба сторонами, и другими лицами, участвующими в деле, а прокурором, участвующим в дела может быть подано апелляционное представление, в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы и представления через Вагайский районный суд Тюменской области.

Решение изготовлено судом в окончательной печатной форме 30 марта 2012 года в совещательной комнате с использованием технического средства – принтера «Canon LBP-810».

Судья

Вагайского районного суда

Тюменской области И.Б. Перин