Решение по иску о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело №2-281

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородская область, с. Вад

09 декабря 2010 года

Вадский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующий судья Рябов О.Е.,

при секретаре Середневой С.В.,

с участием истицы Соломко Г. И.,

представителей ответчика, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Вадскому району Нижегородской области, Степановой М.К., действующей на основании письменной доверенности,

представителя третьего лица, Управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального района, Кузнецовой О.Е., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломко Г. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Вадскому району Нижегородской области (далее УПФР) о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, увеличении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет,

установил:

Соломко Г.И. обратилась в суд с иском к УПФР о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, увеличении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет, в обоснование которого указала следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в <данные изъяты>:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - находилась в декретном отпуске,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - <данные изъяты>.

07 августа 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, т.к. более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность.

20 августа 2010 года УПФР на основании протокола №58 отказал в назначении пенсии, не включив в специальный стаж период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 37 дней курсов повышения квалификации.

С данным отказом не согласна, т.к. она обязана была повышать свою квалификацию, в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, за этот период уплачивались страховые отчисления в Пенсионный фонд, на курсы была направлена по приказу работодателя.

Просит суд признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы в должности <данные изъяты>), обязать УПФР назначить пенсию с 07 августа 2010 года.

В судебном заседании истица Соломко Г.И. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что пенсия подлежит назначению с 11 августа 2010 года.

Представитель ответчика УПФР по доверенности Степанова М.К. возражает против удовлетворения иска.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (пункт 2 статьи 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста:

лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10).

Истица Соломко Г.И. в судебном заедании показала, что работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Ее педагогический стаж превышает 25 лет. 11 августа 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по данному основанию. 20 августа 2010 года УПФР отказал в досрочном назначении пенсии, т.к. ответчик не засчитал в специальный стаж период ее нахождения на курсах повышения квалификации и работы в должности <данные изъяты>. С решение УПФР не согласна. За время осуществления педагогической деятельности она неоднократно на основании приказов работодателя ездила на курсы повышения квалификации, т.к. этого требовал характер ее работы. На время курсов ее заработная плата оставалась неизменной. Время ее работы <данные изъяты> также необоснованно не включено в специальный стаж. Разное указание должности в трудовой книжке не влияло на характер ее работы <данные изъяты>.

Представитель УПФР по доверенности Степанова М.К. в судебном заседании показала, что 11 августа 2010 года Соломко Г.И. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии как педагогический работник. В назначении пенсии ей отказали, т.к. не зачли в специальный стаж 37 дней курсов повышения квалификации и период работы в должности <данные изъяты>), т.к. указанные должности отсутствуют в соответствующем Списке. На 11 августа 2010 года специальный стаж Соломко Г.И. составляет 20 лет 4 месяца 07 дней.

Представитель третьего лица по доверенности Кузнецова О.Е. в судебном заседании показала, что Соломко Г.И. за время осуществления педагогической деятельности неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации, периоды которых указаны в соответствующей справке в деле.

В судебном заседании установлено, что Соломко (*** до регистрации брака) Г. И. родилась ДД.ММ.ГГГГ.л.д.6-7

Согласно копии трудовой книжки Соломко Г.И., <данные изъяты> года рождения, начала трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу <данные изъяты> <адрес>. В дальнейшем работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> на 0,5 ставки и 0,5 ставки <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - <данные изъяты>. л.д.11-18

По данным Управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального района курсовая подготовка за 25 лет педагогической работы составила 37 дней.л.д.19

Согласно справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданной <данные изъяты> в отношении Соломко Г.И. ее стаж за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на пенсию, составляет 7 лет 6 месяцев 17 дней.л.д.21

Согласно аналогичной справке в отношении Соломко Г.И., она в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели работала в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.л.д.20

11 августа 2010 года Соломко Г.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, но на основании протокола комиссии №58 от 20.08.2010 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с наличием специального стажа в 20 лет 4 месяца 7 дней. В специальный стаж не включены период нахождения на курсах повышения квалификации и работы в должности <данные изъяты>).л.д.9

Факт работы истицы в <данные изъяты> в указанный выше период времени представителем ответчика признан, что в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ, освобождает Соломко Г.И. от необходимости дальнейшего доказывания.

Должность <данные изъяты> не включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях <данные изъяты> включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности <данные изъяты> засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности <данные изъяты>

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Ответчиком определен специальный стаж Соломко Г.И. в 20 лет 4 месяца 7 дней, что значительно превышает 2/3 необходимого стажа, следовательно, период работы истца в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

При этом, время нахождения истицы на курсах повышения квалификации, также подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Учитывая изложенное, суд полагает, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы истца с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, суд находит обоснованными требования Соломко Г.И. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 37 дней.

Таким образом, педагогический стаж Соломко Г.И. с учетом периодов ее работы в должности <данные изъяты> и длительности нахождения на курсах повышения квалификации на 11 августа 2010 года превышает 25 лет, следовательно, она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Иск Соломко Г.И. в части назначении досрочной трудовой пенсии с 11.08.2010 года суд полагает также удовлетворить, поскольку оно соответствует требованиям ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Факт обращения Соломко Г.И. в УПФР с заявлением о назначении пенсии именно 11.08.2010 года подтверждается копией самого заявления и не оспаривается представителем ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Включить в педагогический стаж Соломко Г. И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительность 37 дней,

а также период работы в <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Признать за Соломко Г. И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Вадскому району Нижегородской области назначить Соломко Г. И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей с 11 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательном виде.

Судья

Вадского районного суда Рябов О.Е.