ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Вад Нижегородской области 13 сентября 2011 года Вадский районный суд Нижегородской области в составе: Председательствующий судья Рябов О.Е., При секретаре Середневой С.В., С участием помощника прокурора Вадского района Кричун С.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадского района Нижегородской области в защиту интересов Захаровой Н. Н., Захарова М. Н. к администрации Вадского муниципального района, Земскому собранию Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Вадского муниципального района, выразившегося в не расселении Захаровых Н.Н. и М.Н. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, возложении на администрацию Вадского района, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению Захаровым Н.Н. и М.Н. для проживания жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вадского района обратился в Вадский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов семьи Захаровых к администрации Вадского муниципального района, Земскому собранию Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Вадского муниципального района, выразившегося в не расселении Захаровых Н.Н. и М.Н. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, и возложении на администрацию Вадского района, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению Захаровым Н.Н. и М.Н. для проживания жилого помещения по договору социального найма, в обоснование которого указал следующее. Распоряжением главы местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области № 32-р от 30.01.2007г. утверждён перечень домов муниципального жилищного фонда Вадского района, признанных ветхими и непригодными для проживания, в том числе и <адрес>, из которого расселению подлежат 27 семей. Согласно примерного плана, расселение жителей должно было происходить в 2007-2010 годах, однако до настоящего времени граждане приживают в ветхих и непригодных для проживания жилых помещениях. По выявленным нарушениям прокурором Вадского района 19 мая 2010 года главе администрации Вадского района внесено соответствующее представление. Согласно полученного ответа заместителя главы администрации Вадского района, расселение граждан, проживающих в ветхом и не пригодном для проживания жилищном фонде, должно происходить в рамках реализуемых на территории Нижегородской области программ переселения. Указанные дома не отнесены к аварийным и в программу расселения не вошли. Бездействие органов местного самоуправления Вадского муниципального района существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, которые признаны ветхими и непригодными для проживания. Дом № по <адрес> имеет фактический износ строительных конструкций более 80%, его дальнейшая эксплуатация должны быть немедленно запрещена с расселением жильцов. В судебном заседании прокурор Кричун С.В. требования поддержал. . Истцы Захарова М.Н. и Н.Н. в суд не явились, последняя представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, иск удовлетворить. Причина неявки истца Захарова М.Н. суду не известна. Представители Администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, Земского собрания Вадского муниципального района Нижегородской области в суд также не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Администрация Вадского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель Земского собрания Вадского муниципального ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил. С учетом мнения прокурора, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, выслушав объяснения прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.3 ст.85 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии по ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно п.п.33,42,47,49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 08.01.2006г. № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно п.6 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Помощник прокурора Вадского района Кричун С.В. в судебном заседании пояснил, что прокуратурой Вадского района проводилась проверка соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхого и аварийного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что распоряжением главы местного самоуправления от 30.01.2007г. № 32-р утверждён перечень домов, признанных ветхими и непригодными для проживания, согласно примерному плану расселение их жильцов должно было происходить поэтапно в период с 2007 по 2010г. В числе прочих был признан ветхим и непригодным для проживания дом № по <адрес>, но до настоящего времени граждане, проживающие в этом доме, не расселены, что говорит об уклонении должностных лиц органов местного самоуправления Вадского муниципального района от исполнения своих обязанностей по решению вопросов, которые в соответствии со ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения. Согласно письменного отзыва заместителя главы администрации Вадского района на исковое заявление, распоряжение главы местного самоуправления от 30.01.2007 года №32-р отменено постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 21 апреля 2011 года №280. Дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в результате обследования, проведенного в 2011 году. В настоящее время ведется строительство дома, в который будут переселены жильцы аварийного дома, ориентировочный срок окончания строительства 1 квартал 2012 года.л.д.21 В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что квартира № <адрес> является муниципальной собственностью Вадского муниципального района (л.д.8) и в данной квартире зарегистрированы истцы Захаровы М.Н. и Н.Н.л.д.11 обратная сторона Распоряжением главы местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области № 32-р от 30.01.2007г. утверждён перечень домов муниципального жилищного фонда Вадского района, признанных ветхими и непригодными для проживания согласно приложению № 1, а также примерный план расселения жителей, проживающих в домах муниципального ветхого фонда Вадского района на 2007-2010 года согласно приложению № 2.л.д.6 В приложении № 1 к распоряжению от 30.01.2007г. № 32-р «Перечень домов муниципального жилищного фонда Вадского района, признанных ветхими и непригодными для проживания», под порядковым номером 30 указан 27-квартирный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки по адресу: <адрес>,процент износа (по оценкам БТИ) - 61.л.д.7 В приложении № 2 «Примерный план расселения жителей, проживающих в домах муниципального ветхого фонда Вадского района на 2007-2010 года» дом № <адрес> указан в плане расселения на 2009 год.л.д.10 19.05.2010 года прокурор Вадского района внес представление главе администрации Вадского района с требованием устранить нарушения закона, выразившиеся в не расселении граждан из жилых домов, признанных ветхими и непригодными для проживания распоряжением №32-р от 30.01.2007 года. л.д.12 Из ответа администрации Вадского района от 10.06.2010 года на указанное выше представление прокурора следует, что дома, признанные непригодными для проживания, включены в адресный перечень домов, расположенных на территории Нижегородской области, планируемых к расселению в 2008-2009 годах. Указанные перечень был утверждён постановлением Правительства Нижегородской области от 10 октября 2007 года № 374 «О мерах по расселению граждан, проживающих в ветхом и не пригодном для проживания жилищном фонде, расположенном на территории Нижегородской области на период 2008-2012 годов». Данное постановление не было реализовано и действие его было приостановлено постановлением правительства Нижегородской области от 15 сентября 2008 года № 379. В 2009, 2010 годах на территории Нижегородской области действует региональная программа «Переселение граждан, проживающих в аварийном и не пригодном для проживания жилищном фонде, расположенном на территории Нижегородской области». Дома, вошедшие в перечень, утверждённый распоряжением главы местного самоуправления Вадского муниципального района, к аварийным отнесены не были.л.д.14 10.10.2007 года Правительство Нижегородской области приняло постановление № 374 «О мерах по переселению граждан, проживающих в ветхом и непригодном для проживания жилищном фонде, расположенном на территории Нижегородской области, на период 2008 - 2012 годов», которое признано утратившим силу Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2009г. № 258 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Нижегородской области». Постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 22.11.2010г. № 959 в распоряжение главы местного самоуправления Вадского муниципального района от 30.01.2007г. № 32-р «Об утверждении Перечня домов, признанных ветхими и непригодными для проживания, и Плана расселения жильцов, исключено указание на план расселения жителей, приложение № 2 «Примерный план расселения жителей, проживающих в домах муниципального ветхого фонда Вадского района, на 2007-2010г.» признано утратившим силу (л.д.22), а 24 февраля 2011 года постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области №106 Первому заместителю главы администрации Р.Д.Б. изменен срок по организации дополнительного обследования домов, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением главы местного самоуправления от 30.01.2007 года №32-р, с 30.12.2010 года на 01 июля 2011 года.л.д.23 Постановлением администрации Вадского муниципального района от 21.04.2011 года №280 отменены указанные выше распоряжение от 30.01.2007 года №32-р, от 16.05.2007 г. №245-р и постановление от 22.11.2010 года №959.л.д.24 Согласно Акта обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома № по <адрес>, выполненного на основании договора №32 от 16 марта 2011 года, объект находится в аварийном состоянии, согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений». Фактический износ строительных конструкций составляет более 80%. Дальнейшая эксплуатация аварийного жилого дома должны бать немедленно запрещена с расселением жильцов из аварийного дома.л.д.25-36 Захарова Н.Н., в числе прочих жителей <адрес>, 16 мая 2011 года обратилась к прокурору Вадского района с заявлением, в котором сообщает об обрушении строительных конструкций указанного выше дома 22 марта 2011 года. Ссылается на его износ более 80% и невозможность проживания. Спустя два месяца некоторые жильцы продолжают жить у родственников. Просит принять меры для ускорения строительства новых жилых домов.л.д.5 Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом № по <адрес> на 30.01.2007 года являлся ветхим и непригодным для проживания. Решение о признании дома ветхим и непригодным для проживания принято надлежащим органом, о чем свидетельствует распоряжение главы местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области № 32-р от 30.01.2007 года. Последующее изменение указанного распоряжения постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 22.11.2010г. № 959 в части примерного плана расселения, не затрагивает вопроса о пригодности дома № по <адрес> для проживания, следовательно, оно продолжает быть признанным в установленном законом порядке непригодным для проживания, что подтверждает акт его обследования от 2011 года. Увеличение процента износа здания с 61% (по данным БТИ на 30.01.2007г.) до более 80%(по результатам обследования в 2011 году) свидетельствует о том, что в ходе эксплуатации дома после 30.01.2007 года его техническое состояние лишь ухудшалось, что и привело к обрушению конструкций 22 марта 2011 года. Последующие действия ответчика, связанные с решением о строительстве нового дома для переселения жильцов из аварийного, постановка истицы Захаровой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как утратившей свое жилое помещение в результате обрушения жилого дома (л.д.42-43), не может служить основанием для отказа в иске, поскольку оно принято после внесения прокурорского представления от 19.05.2010 года, по истечении более 4-х лет со дня признания дома ветхим и непригодным для проживания, в настоящее время жильцы его не обеспечены надлежащим жильем по договору социального найма. При таких данных суд находит бездействие ответчиков, выразившееся в не расселении семьи Захаровых Н.Н. и М.Н. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, с предоставлением жилого помещения по договору социального найма (п.3 ст.85 ЖК РФ) незаконным, в связи с чем полагает иск прокурора Вадского района удовлетворить. Устанавливая срок для расселения семьи истцов с предоставлением пригодного для проживания жилья по договору социального найма, суд учитывает сведения об ориентировочном сроке ввода нового жилого дома в эксплуатацию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РПФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, Земского собрания Вадского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не расселении Захаровой Н. Н. и Захарова М. Н. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, незаконным. Обязать администрацию Вадского муниципального района Нижегородской области, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области предоставить Захаровым Н. Н. и М. Н. для проживания жилое помещение по договору социального найма в срок не позднее 31 марта 2012 года. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья Вадского районного суда О.Е.Рябов