Решение по делу о предоставлении другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену



Дело № 2-488РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Вад Нижегородской области

13 октября 2011 года

Вадский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующий судья Рябов О.Е.,

При секретаре Середневой С.В.,

С участием помощника прокурора Вадского района Кричун С.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадского района Нижегородской области в защиту интересов Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. к администрации Вадского муниципального района, Земскому собранию Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Вадского муниципального района, выразившегося в не расселении Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, возложении на администрацию Вадского района, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. для проживания жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вадского района обратился в Вадский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. к администрации Вадского муниципального района, Земскому собранию Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Вадского муниципального района, выразившегося в не расселении Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, и возложении на администрацию Вадского района, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению им для проживания жилого помещения по договору социального найма, в обоснование которого указал следующее.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно соглашения №252-30-2010 от 20.12.2011 г., заключенного между органами местного самоуправления Вадского муниципального района и Крутомайданским сельсоветом, полномочия по распоряжению муниципальной собственностью, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства переданы в администрацию Вадского муниципального района.

Постановлением администрации Вадского муниципального района от 14.06.2011 года №467 создана межведомственная комиссия по признанию находящегося в собственности Вадского муниципального района Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением отменено аналогичное постановление от 18.10.2003 года №123.

03 августа 2011 года техническое состояние дома по <адрес> стало представлять угрозу жизни здоровья проживающих в нем граждан, поскольку не соответствует правилам и нормам безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, предъявляемым к жилым помещениям.

25 квартир указанного дома находятся в муниципальной собственности, наймодателем является администрация Вадского муниципального района.

Нарушения технического состояния дома свидетельствуют о том, что ремонт общего имущества многоквартирного дома не производился длительное время и наймодатель участия в его надлежащем содержании и ремонте не принимал.

Постановлением администрации Вадского муниципального района от 15 августа 2011 года №696 многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Дальнейшая эксплуатация аварийного дома должна быть немедленно прекращена с расселением жильцов.

В нарушение п.42 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, собственник указанного дома, достоверно зная, что 2006 года его конструкция находится в ненадлежащем техническом состоянии - производился снос лоджий и устанавливались подпорки, заявление в комиссию не направили и не инициировал производство оценки технического стояния дома.

При признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, необходимо решать вопрос о расселении граждан, проживающих в данных домах. Однако финансовые средства для расселения указанного дома в 2011 году администрацией Вадского района не предусмотрены, а в бюджете отсутствует соответствующая строка расхода.

В настоящее время семье Каленовых администрация Вадского района не выделила временное жилье для проживания и не предоставило другое благоустроенное жилье по договору социального найма.

Определением Вадского районного суда от 26.09.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Крутоймайданского сельского совета Вадского муниципального района Нижегородской области.

В судебном заседании прокурор Кричун С.В. требования поддержал.

Каленовы Т.П. и Н.Н., в чьих интересах подан иск прокурора, в суд не явились, представили письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия, иск прокурора удовлетворить.

Представители Администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, Земского собрания Вадского муниципального района Нижегородской области в суд также не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Крутомайданского сельсовета Вадского муниципального района в суд не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, сведениями об уважительности причин не явки суд не располагает.

С учетом мнения прокурора, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.3 ст.85 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии по ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно п.п.33,42,47,49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 08.01.2006г. № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.6 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Помощник прокурора Вадского района Кричун С.В. в судебном заседании пояснил, что прокуратурой Вадского района проводилась проверка соблюдения жилищных прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что жилой дом по <адрес>, являющийся муниципальной собственностью, с 2006 года имеет ненадлежащее техническое состояние, поскольку производился снос лоджий и устанавливались подпорки. Администрация Вадского района вопрос об оценке технического состояния дома своевременно не инициировала. Указанный дом признан аварийным и не пригодным для проживания лишь в августе 2011 года. Семье Каленовых, проживающих в нем по договору социального найма, до настоящего времени администрация Вадского района не выделила временное жилье и не предоставила благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, что говорит об уклонении должностных лиц органов местного самоуправления Вадского муниципального района от исполнения своих обязанностей по решению вопросов, которые в соответствии со ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что дом по <адрес>, и расположенная в нем квартира , являются муниципальной собственностью Вадского района Нижегородской области.л.д.7-8

В указанной квартире Каленова Т.П. проживает по договору социального найма.л.д.9-10

Каленова Т.П. в неустановленный день обратилась в числе прочих жильцов указанного дома к прокурору Вадского района с заявлением о проверке нарушений администрацией Вадского муниципального района их жилищных прав, выразившихся в их не расселении из аварийного дома и предоставлении жилья взамен.л.д.6

20.12.2010 года между органами местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области и Крутомайданским сельсоветом заключено соглашение о передаче на 2011 год отдельных полномочий поселения муниципальному району, в частности: обеспечние малоимущих граждан, проживающих в помещении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.л.д.13

Постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 15 августа 2011 года №696 на основании Постановления Правительства РФ от 08.01.2006г. № 47 и решения межведомственной комиссии, дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, т.к. жилые помещения в доме непригодны для проживания.л.д.12

Таким образом, в судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес>, являющийся муниципальной собственностью Вадского района с 2005 года (л.д.7), 15 августа 2011 года признан аварийным и непригодным для проживания, в то время как уже в 2006 году происходил снос лоджий указанного дома и устанавливались подпорки конструкции. При этом собственник дома до 2011 года вопрос об оценке его технического состояния не инициировал и решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания не принимал.

Признав дом аварийным и непригодным для проживания лишь 15 августа 2011 года, ответчики не решили вопрос о предоставлении семье Каленовых, в связи с их расселением, благоустроенного жилья по договору социального найма, не предусмотрели в бюджете района соответствующую строку расхода. Данный вопрос мог быть разрешен значительно раньше при своевременной его постановке уже в 2006 году.

При таких данных, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков в отношении оснований иска и заявленных требований, суд находит бездействие ответчиков, выразившееся в не расселении истцов из жилого дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, с предоставлением жилого помещения по договору социального найма (п.3 ст.85 ЖК РФ) незаконным, в связи с чем полагает иск прокурора Вадского района удовлетворить.

Устанавливая срок для расселения семьи истцов с предоставлением пригодного для проживания жилья по договору социального найма, суд учитывает сведения об ориентировочном сроке ввода нового жилого дома в эксплуатацию.л.д.20

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РПФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, Земского собрания Вадского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не расселении Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, незаконным.

Обязать администрацию Вадского муниципального района Нижегородской области, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области предоставить Каленовой Т. П., Каленовой Н. Н. для проживания жилое помещение по договору социального найма в срок не позднее 01 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья

Вадского районного суда                                                                 О.Е.Рябов