Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Судья Вадского районного суда Нижегородской области Корнилова О.В. при секретаре: Серовой И.И. с участием представителя истца заместителя прокурора Вадского района Яшкова И.Э. представителя ответчика главы администрации Стрельского сельского совета Вадского муниципального района Артамонова А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-514/11 по заявлению прокурора Вадского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Стрельского сельсовета Вадского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприведении в соответствие со строительными нормами проезжих частей автодорог в селе <адрес> и селе <адрес> Вадского района Нижегородской области и возложении обязанности по приведению их в соответствие с требованиями стандартов и норм, предъявляемых к автомобильным дорогам в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, У С Т А Н О В И Л : Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, полагает следующее. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О безопасности дорожного движения» 1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. 2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далее «Закона», к вопросам местного значения поселения относятся: 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 15 Закона 4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст. 15 Закона, 20 декабря 2010 года Стрельский сельсовет и орган местного самоуправления Вадского муниципального района заключили Соглашение № 254-30-2010 на срок с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. Согласно подпункту 4 п.2.3 Соглашения, орган местного самоуправления передал органу местного самоуправления района полномочия (в соответствии с их компетенцией) по решению вопроса местного значения поселения в части строительства, реконструкции и капитального ремонта отдельных автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Заявитель прокурор Вадского района уточнил в судебном заседании требования и указал автодороги в <адрес> и <адрес> не отвечающие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и срок выполнения ремонтных до 01 июня 2012 года, путем ликвидации выбоин, просадок, заделки изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на проезжей части этих автодорог. Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. 2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. 3. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. 4. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160 (ред. От 06.08.2008 года) утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» - далее Классификация. 1. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги). 2. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. 3. Перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяют путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями. 4. Вид, сроки и состав дорожных работ по каждому участку автомобильной дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливают на основании ведомостей дефектов, диагностики, инженерных изысканий, проектной документации и других документов, содержащих оценку фактического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений. Раздел IV «Классификации работ по содержанию автомобильных дорог» устанавливает следующее. Пункт 12 п.п.2. «В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят»: 2) по дорожным одеждам: а) очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов; б) восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума; в) устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; г) ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений; д) ликвидация колей глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; е) устройство изолирующего слоя из мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин и сетки трещин на участках длиной до 50 м; ж) восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50 м; з) восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100 м3 на 1 километр; и) обеспыливание проезжей части автомобильных дорог; к) восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 м2. Согласно Приказу Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог": 1. Настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок) определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно- эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов. 2. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. 3. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением; в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Таким образом, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Из показаний представителя заявителя заместителя прокурора Вадского района Яшкова И.Э. следует, что в ходе совместной проверки с инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Перевозский» Л.Р.А. состояния дорожного покрытия автодорог в населенных пунктах Стрельского сельсовета Вадского муниципального района выявлены их несоответствие ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Данные нарушения выразились в том, что дороги на улицах в <адрес> и <адрес> имеют многочисленные ямы и выбоины в покрытии шириной до 60 см., длинной до 15 см., глубиной до 05 см. Невыполнение администрацией сельсовета обязанности по содержанию автодорог ведет к нарушению прав граждан на защиту их жизни, здоровья, имущества поскольку не обеспечивают безопасность дорожного движения. Представитель ответчика, глава администрации Стрельского сельсовета Вадского района Артамонов А.Н. в судебном заседании показал, что ямочный ремонт необходим на автодорогах общего пользования местного значения в селе <адрес>: 1) улица <адрес> от дома № до <адрес>, от <адрес> до дома № на общем протяжении обоих участков в 400 метров; 2) вся улица <адрес> протяженностью 500 метров. А равно в <адрес> ямочный ремонт необходим на улице <адрес> начиная от магазина «***» на протяжении 400 метров. Свидетель И.В.Е. показал в суде, что он как заведующий сектором капитального строительства администрации Вадского района, в составе комиссии в октябре 2011 года обследовал автодороги общего пользования местного значения в <адрес> и <адрес>. Необходимость проведения ямочного ремонта на автодорогах общего пользования местного значения в селе <адрес>: 1) улицы <адрес> на общем протяжении 400 метров; 2) всей улицы <адрес> протяженностью 500 метров; а равно в <адрес> на протяжении 400 метров обусловлена тем, что небольшие участки на этих автодорогах имеют выбоины, просадки, изношенные верхние слои асфальтобетонных покрытий длинной до 50 метров. Согласно «Акту проверки технического состояния дорог на территории Стрельского сельсовета», в селе <адрес> дорога по <адрес> на протяжении 400 метров требует ямочного ремонта; в селе Стрелка дорога по <адрес> - 400 метров требует ямочного ремонта, дорога по <адрес> метров требует ямочного ремонта. Принимая во внимание показания ответчика и допрошенного свидетеля, сопоставляя их с действующим законодательством в области безопасности дорожного движения, суд приходит к следующему выводу. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ на дорогах общего пользования: капитальный ремонт, ремонт и содержание. Исходя из состава дорожных работ, определяемых Классификатором, суд приходит к выводу, что устранение деформации и повреждений на автодорогах в <адрес> и <адрес>: ликвидация выбоин, просадок, заделка изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий относится к работам по содержанию автодорог (подпункт «в» п.2 ст.12 «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог»). Нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения», «Классификации работ по содержанию автомобильных дорог», Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", корреспондирующиеся с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагают обязанность по содержанию автомобильных дорог в населенных пунктах на орган местного самоуправления. Поскольку обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах в <адрес> и <адрес> возложена на администрацию Стрельского сельсовета суд удовлетворяет уточненные требования прокурора Вадского района и обязывает ответчика устранить указанные недостатки путем ликвидации выбоин, просадок, заделки изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на проезжей части улиц <адрес> и <адрес> в селе <адрес>, <адрес> в <адрес> в срок, предложенный истцом, а именно до 01 июня 2012 года, полагая данным срок разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Судья Вадского Районного суда: О.В.Корнилова С. Вад 18 октября 2011 года
Администрация Стрельского сельсовета Вадского района, отвечая за содержание улично-дорожной сети <адрес> и <адрес>, не обеспечивает безопасность дорожного движения на проезжей части автодорог в селах, так как не принимает мер к своевременной ликвидации выбоин, просадок, заделке изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках автодорог. Бездействие ответчика ведет к нарушению прав граждан, создает неблагоприятную обстановку в области безопасности дорожного движения в границах существующих сельских поселений.
Требования прокурора Вадского района в части признания бездействия администрации Стрельского сельсовета Вадского района незаконными являются обоснованными и подтверждаются собранными доказательствами.
Признать незаконным бездействие администрации Стрельского сельсовета Вадского района, выразившееся в не приведение в соответствие со строительными нормами проезжей части автодорог на улицах <адрес> и <адрес> в селе <адрес>, улицы <адрес> в селе <адрес> Вадского района Нижегородской области.
Обязать администрацию Стрельского сельсовета Вадского района в срок до 01 июня 2012 года устранить допущенные нарушения путем ликвидации выбоин, просадок, заделки изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на проезжей части автодорог в селе <адрес>: 1) улицы <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> на общем протяжении на обоих участках 400 метров; 2) всей улицы <адрес> протяженностью 500 метров; в <адрес> начиная от магазина «***» на протяжении 400 метров.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течении 10 дней с момента вынесения.