Решение по делу о возложении обязанности по предоставлению для проживания жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-491РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Вад Нижегородской области

13 октября 2011 года

Вадский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующий судья Рябов О.Е.,

При секретаре Середневой С.В.,

С участием помощника прокурора Вадского района Кричун С.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадского района Нижегородской области в защиту интересов Головой Г. В. к администрации Вадского муниципального района, Земскому собранию Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Вадского муниципального района, выразившегося в не расселении Головой Г. В. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, возложении на администрацию Вадского района, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению Головой Г. В. для проживания жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вадского района обратился в Вадский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Головой Г. В. к администрации Вадского муниципального района, Земскому собранию Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Вадского муниципального района, выразившегося в не расселении Головой Г.В. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, и возложении на администрацию Вадского района, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению ей для проживания жилого помещения по договору социального найма, в обоснование которого указал следующее.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно соглашения №252-30-2010 от 20.12.2011 г., заключенного между органами местного самоуправления Вадского муниципального района и Крутомайданским сельсоветом, полномочия по распоряжению муниципальной собственностью, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства переданы в администрацию Вадского муниципального района.

Постановлением администрации Вадского муниципального района от 14.06.2011 года №467 создана межведомственная комиссия по признанию находящегося в собственности Вадского муниципального района Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением отменено аналогичное постановление от 18.10.2003 года №123.

03 августа 2011 года техническое состояние дома по <адрес> стало представлять угрозу жизни здоровья проживающих в нем граждан, поскольку не соответствует правилам и нормам безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, предъявляемым к жилым помещениям.

25 квартир указанного дома находятся в муниципальной собственности, наймодателем является администрация Вадского муниципального района.

Нарушения технического состояния дома свидетельствуют о том, что ремонт общего имущества многоквартирного дома не производился длительное время и наймодатель участия в его надлежащем содержании и ремонте не принимал.

Постановлением администрации Вадского муниципального района от 15 августа 2011 года №696 многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Дальнейшая эксплуатация аварийного дома должна быть немедленно прекращена с расселением жильцов.

В нарушение п.42 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, собственник указанного дома, достоверно зная, что 2006 года его конструкция находится в ненадлежащем техническом состоянии - производился снос лоджий и устанавливались подпорки, заявление в комиссию не направили и не инициировал производство оценки технического стояния дома.

При признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, необходимо решать вопрос о расселении граждан, проживающих в данных домах. Однако финансовые средства для расселения указанного дома в 2011 году администрацией Вадского района не предусмотрены, а в бюджете отсутствует соответствующая строка расхода.

В настоящее время Головой Г.В. администрация Вадского района не выделила временное жилье для проживания и не предоставило другое благоустроенное жилье по договору социального найма.

Определением Вадского районного суда от 26.09.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Крутоймайданского сельского совета Вадского муниципального района Нижегородской области.

В судебном заседании прокурор Кричун С.В. требования поддержал.

Голова Г.В., в чьих интересах подан иск прокурора, в суд не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявила, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

Представители Администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, Земского собрания Вадского муниципального района Нижегородской области в суд также не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Крутомайданского сельсовета Вадского муниципального района в суд не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

С учетом мнения прокурора, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.3 ст.85 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии по ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно п.п.33,42,47,49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 08.01.2006г. № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.6 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Помощник прокурора Вадского района Кричун С.В. в судебном заседании пояснил, что прокуратурой Вадского района проводилась проверка соблюдения жилищных прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что жилой дом по <адрес>, являющийся муниципальной собственностью, с 2006 года имеет ненадлежащее техническое состояние, поскольку производился снос лоджий и устанавливались подпорки. Администрация Вадского района вопрос об оценке технического состояния дома своевременно не инициировала. Указанный дом признан аварийным и не пригодным для проживания лишь в августе 2011 года. Головой Г.В., проживающей в нем по договору социального найма, до настоящего времени администрация Вадского района не выделила временное жилье и не предоставила благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, что говорит об уклонении должностных лиц органов местного самоуправления Вадского муниципального района от исполнения своих обязанностей по решению вопросов, которые в соответствии со ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что дом по <адрес>, и расположенная в нем квартира , являются муниципальной собственностью Вадского района Нижегородской области. В указанной квартире проживает Голова Г.В. л.д.7-10

В неустановленный день Голова Г.В. обратилась к прокурору Вадского района с заявлением о проверке нарушений администрацией Вадского муниципального района жилищных прав, выразившихся в ее не расселении из аварийного дома и предоставлении жилья взамен.л.д.6

20.12.2010 года между органами местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области и Крутомайданским сельсоветом заключено соглашение о передаче на 2011 год отдельных полномочий поселения муниципальному району, в частности: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в помещении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.л.д.12,31

Постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 15 августа 2011 года №696 на основании Постановления Правительства РФ от 08.01.2006г. № 47 и решения межведомственной комиссии, дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, т.к. жилые помещения в доме непригодны для проживания.л.д.13

Таким образом, в судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой по <адрес>, являющийся муниципальной собственностью Вадского района с 2005 года (л.д.7), 15 августа 2011 года признан аварийным и непригодным для проживания, в то время как уже в 2006 году происходил снос лоджий указанного дома и устанавливались подпорки конструкции. При этом собственник дома до 2011 года вопрос об оценке его технического состояния не инициировал и решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания не принимал.

Признав дом аварийным и непригодным для проживания лишь 15 августа 2011 года, ответчики не решили вопрос о предоставлении Головой Г.В. в связи с ее расселением благоустроенного жилья по договору социального найма, не предусмотрели в бюджете района соответствующую строку расхода. Данный вопрос мог быть разрешен значительно раньше при своевременной его постановке уже в 2006 году.

При таких данных, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков в отношении оснований иска и заявленных требований, суд находит бездействие ответчиков, выразившееся в не расселении Головой Г.В. из жилого дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, с предоставлением жилого помещения по договору социального найма (п.3 ст.85 ЖК РФ) незаконным, в связи с чем полагает иск прокурора Вадского района удовлетворить.

Устанавливая срок для расселения семьи истцов с предоставлением пригодного для проживания жилья по договору социального найма, суд учитывает сведения об ориентировочном сроке ввода нового жилого дома в эксплуатацию.л.д.19

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РПФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, Земского собрания Вадского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не расселении Головой Г. В. из дома, признанного аварийным и непригодным для проживания, незаконным.

Обязать администрацию Вадского муниципального района Нижегородской области, Земское собрание Вадского муниципального района Нижегородской области предоставить Головой Г. В. для проживания жилое помещение по договору социального найма в срок не позднее 01 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья

Вадского районного суда                                                                 О.Е.Рябов