ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Вад Нижегородской области 28 октября 2011 года Вадский районный суд Нижегородской области в составе: Председательствующий судья Рябов О.Е., При секретаре Середневой С.В., С участием истца Сюксиной А. А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадского района Нижегородской области в защиту интересов Сюксиной А. А. к администрации Вадского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия в виде не предъявления требований о сносе или реконструкции, многоквартирного дома и непринятия мер к изъятию жилого помещения, а также понуждении к изъятию жилого помещения путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вадского района обратился в Вадский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Сюксиной А.А. к администрации Вадского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия в виде не предъявления требований о сносе или реконструкции, многоквартирного дома и непринятия мер к изъятию жилого помещения, а также понуждении к изъятию жилого помещения путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, мотивируя это тем, что жилой дом № по <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Собственником квартиры № является Сюксина А.А. Бездействие ответчика по изъятию жилого помещения и предоставления другого жилья нарушает ее. Определением Вадского районного суда от 14.09.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Крутомайданского сельского совета Вадского муниципального района.л.д.1 Прокурор Вадского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, просит иск удовлетворить. Истица Сюксина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Представитель ответчика, администрация Вадского муниципального района Нижегородской области, и третьего лица, администрация Крутомайданского сельского совета Вадского муниципального района, в суд не явились, сведениями об уважительности причин не явки суд не располагает, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Возражений относительно заявленных требований суду не представили. С учетом мнения истца Сюксиной А.А. суд находит возможным рассмотрение дела при данной явке. Выслушав объяснения истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно п.6 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относятся: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Истец Сюксина А.А. в судебном заседании пояснила, что она является собственником кв.№ дома № по <адрес>. По указанному адресу зарегистрирована одна. В августе 2011 года сельская и районная администрация предложили всем жильцам дома выселиться из него по причине его аварийности, а наследующий в день в доме отключил свет, газ и воду. Взамен никакого жилья не предоставили. В настоящее время живет у дочери на даче. В дальнейшем ей выдали постановление о признании дома аварийным. Никаких требований о сносе либо реконструкции дома за свой счет к ней не предъявлялись. Письменными материалами дела установлено, что жильцы дома № по <адрес> обращались к прокурору Вадского района с письменным заявлением о проверке нарушения администрацией Вадского муниципального района их жилищных прав, выражающихся в том, что администрацией до настоящего времени не решён вопрос об их расселении из аварийного дома и предоставлении им жилья взамен того, которое находится в аварийном доме, который является муниципальной собственностью.л.д.6-7 Постановлением администрации Вадского муниципального района от 15.08.2011 года № 696 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения в этом доме не пригодными для проживания.л.д.8 По данным администрации Крутомайданского сельского совета Вадского муниципального района Нижегородской области в квартире № дома № по <адрес> проживает Сюксина А.А. Основания проживания - собственник.л.д.9-11 Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права, Сюксина А.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> л.д.19 16.08.2011 года администрация Вадского муниципального района обратилось с письмом к губернатору Нижегородской области с просьбой оказать содействие по строительству дома или приобретения квартир для жильцов дома № по <адрес>л.д.12 Постановлением Правительства Нижегородской области от12.10.2011 года №829 принято решение о строительстве многоквартирного дома в <адрес> в 2011-2012 годах.л.д.30-32 Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, расположенные в нём жилые помещения - непригодными для проживания. Собственником жилого помещения (квартиры) в данном аварийном жилом доме является истец Сюксина А.А. Суд учитывает, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, заключающихся в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. И лишь по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Для решения вопроса о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, кроме того, требуется согласие администрации Вадского муниципального района Нижегородской области и собственника жилого помещения. Поскольку постановлением администрации Вадского муниципального района от 15.08.2011г. № 696, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения в этом доме не пригодными для проживания, бездействие администрации Вадского муниципального района Нижегородской области в виде не предъявления к Сюксиной А.А. требований о сносе или реконструкции многоквартирного дома № по <адрес>, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, за счет собственных средств является незаконным. В части исковых требований о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер к изъятию жилого помещения, а также понуждении к изъятию жилого помещения путём выкупа либо о предоставлении жильцам другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену, суд полагает отказать в связи с тем, что такие требования могут быть заявлены только после соблюдения предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, и не выполнения данных требований в установленный срок. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РПФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации Вадского муниципального района в виде не предъявления к Сюксиной А. А. требований о сносе или реконструкции за счет собственных средств многоквартирного дома № по <адрес>, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу. Обязать администрацию Вадского муниципального района предъявить к Сюксиной А. А. требования о сносе или реконструкции многоквартирного дома № по <адрес>, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, за счет собственных средств. В удовлетворении исковых требований прокурора Вадского района Нижегородской области в защиту интересов Сюксиной А.А. к администрации Вадского муниципального района о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер к изъятию жилого помещения, а также понуждении к изъятию жилого помещения путём выкупа либо о предоставлении жильцам другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Вадского района О.Е.Рябов