Решение по делу по иску о сносе самовольно возведенной постройки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Вад Нижегородской области                           13 декабря 2011 года

Судья Вадского районного суда Нижегородской области Корнилова О.В.

При секретаре Салаповой Т.В.

С участием представителя истца администрации Вадского сельсовета по доверенности Митрофановой М. А.

Ответчика Монаховой В. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-527/11 по иску администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района к Монаховой В. А. о сносе самовольно возведенной постройки,

У С Т А Н О В И Л:

Администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района обратилась в суд с иском к Монаховой В.А. о сносе самовольно возведенных хозяйственных построек (сарая, бани,гаража) мотивируя свои требования тем, что ответчик возвела их в охранной зоне высоковольтной линии электропередач.

В судебном заседании представитель истца, на основании доверенности, Митрофанова М.А.., исковые требования поддерживает.

Ответчик Монахова В.А. с иском не согласна.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно ст. 218 ч.1 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В судебном заседании представитель истца, на основании доверенности, Митрофанова М.А. показала, что земельный участок площадью *** кв.м. у дома по <адрес> был предоставлен Монаховой В.А.распоряжением главы Вадской сельской администрации 16.01.1995 года для ведения личного подсобного хозяйства. 30 января 1995 года ответчиком получено свидетельство о праве собственности на землю: на земельный участок площадью *** кв.м., в том числе пашню-*** кв.м. и *** кв.м.-для ведения личного подсобного хозяйства

Поскольку вблизи от границ запрашиваемого участка проходят высоковольтные линии электропередач, строительство индивидуального объекта недвижимости на выбранном участке, недопустимо. В ходе проверки в марте 2011 года было установлено данное нарушение. Дом введен в эксплуатацию в 1975- 1976 годах, и все постройки возведены ответчиком после указанной даты.

Просит обязать ответчика снести баню, хозяйственные постройки самостоятельно.

Ответчик Митрофанова В.А. в суде показала, что на участке, площадью *** кв.м., расположенном около дома по <адрес>, она построила баню, сарай и хозпостройку в 70-х годах, после вселения в дом. Линии ЛЭП уже были проведены.

Свидетель Ш.Ю.В. показал в суде, что все постройки Монаховой В.А. возведены в охранной зоне ЛЭП, что затрудняет их обслуживание эксплуатирующей организации.

Допрошенный в качестве специалиста гос. Инспектор Арзамасского ТО Волжско-Окского Управления Федеральной службы по энергетическому, технологическому и атомному надзору К.В.М. показал в суде, что все постройки Монаховой В.А. выполнены в охранной зоне высоковольтных линий электропередач.

Согласно ст. 222 ГК РФ, 1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. 2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. 30Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", 30. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков) и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Из копии решения от 26.07.1991 года Вадского Совета народных депутатов исполнительного комитета «Об установлении границ сельских населенных пунктов и передаче их земель в ведение сельского Совета» следует, что земли колхоза «Родина» были переданы в ведение Вадского сельского Совета.

Перечень и размер земельных участков определен в Приложении.

Из показаний представителя истца, согласующихся с осмотренным «Проектом установления границ сельских поселений», утвержденном председателем Вадского Совета народных депутатов, председателем колхоза «Родина» и директором совхоза «Вадский» следует, что земельный участок у дома по <адрес>, относится к землям населенных пунктов. Границы населенного пункта (село Вад), обозначенные на плане соответствуют границам в настоящее время.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Судом установлено, что Монахова В.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Распоряжением главы Вадской сельской администрации 16.01.1995 года земельный участок площадью *** кв.м. у дома по <адрес> предоставлен Монаховой В.А. для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.10).

30 января 1995 года Монаховой В.А. получено свидетельство о праве собственности на землю: на земельный участок площадью *** кв.м., в том числе пашню-*** кв.м. и *** кв.м.-для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.

На своем земельном участке примерно в 30 метрах от жилого дома по <адрес>, расположенного в охранной зоне высоковольтных линий передач, Монахова В.А. возвела баню, хозпостройку и сарай.

Факт строительства признается ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч.1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Право собственности на земельный участок Монаховой В.А. никем не оспорен. Соответствующее право подтверждено представленными документами.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".

Согласно п.1 Постановления, Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Согласно п.п. «а» п. 10 Правил, 10. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Согласно п.2 вышеприведенного Постановления, Правила, введенные в действия 17.03.2009 года, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.

На период возведения ответчиком построек действовали "Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт" (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255.

Согласно п.2 Правил, 2. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

Согласно п.п. «а» п.4 Правил, 4. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются: а) вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии:

для линий напряжением

до 20 киловольт                     10 метров

35 киловольт                        15 метров

110 киловольт                       20 метров

150, 220 киловольт                  25 метров

330, 500, +/- 400 киловольт         30 метров

750, +/- 750 киловольт              40 метров

1150 киловольт                      55 метров;

Согласно п.5 и п.п. «а» п.11 Правил, 5. Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. 11. В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается: а) производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.

Аналогичное требование на получение согласия организации, эксплуатирующей линии электропередач, содержались в Постановлении Совмина СССР от 11.09.1972 N 667 "Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт".

Согласно п.п. «а» п.4 указанного Постановления, в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается: а) осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы.

Из заключения государственного инспектора Арзамасского ТО К.В.М., проводившего осмотр строений и земельного участка Монаховой В.А., следует, что хозпостройки ответчика находятся непосредственно под ВЛ-35 и 110 кВ.

Собственником воздушной линии электропередач 110 киловольт подстанции «Бобыльская-Вад» и воздушной линии электропередач 35 киловольт подстанции «Вад-Карьер» является ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

Указанная компания привлечена для участия по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. В судебное заседание её представитель не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Согласно письму ОАО «МРСК Центра и Приволжья» от 05.11.2011 года № 847-юр., нахождение в охранной зоне электрических сетей гаражного бокса ответчицы может создать угрозу безопасности жизни и здоровью людей, угрозу пожара и затруднить нормальный доступ к ЛЭП для технического обслуживания.

Суд не может согласиться с доводами третьего лица о строительстве на земельном участке ответчиком гаража, поскольку оно не нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Судом установлено, что ответчик построила на земельном участке не гараж, как указано в письме ОАО «МРСК Центра и Приволжья» от 05.11.2011 года, а дровник, используемый в настоящее время для хранения дров и старых вещей, т.е. хозпостройку. Поэтому Монаховой В.А., как застройщиком, на создание данного объекта недвижимости не требовалось получение разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.е. документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

16) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) утратил силу. - Федеральный закон от 25.11.2008 N 222-ФЗ;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

29) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

32) осуществление муниципального лесного контроля;

33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Следовательно, органы местного самоуправления могут выступать в судах в качестве лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, которые участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Однако при этом указанное полномочие должно быть предусмотрено конкретным законом.

Ссылки на закон, которым было бы предусмотрено право на обращение в суд с иском в защиту чужого интереса, в исковом заявлении не содержится, равно как и не указано на его предъявление в общественных интересах -неопределенного круга лиц.

Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Следовательно, кроме прокурора и уполномоченного органа в соответствии с федеральным законом, правом требовать сноса самовольной постройки обладают собственник, субъект иного вещного права на земельный участок, законный владелец земельного участка, на котором возведена постройка и иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение данного сооружения. Поэтому, в суд с иском о сносе самовольной постройки может обратиться соответствующий муниципальный орган, если таковая незаконно возведена на муниципальном земельном участке, либо иным образом нарушает его права как собственника. В данном случае возведение ответчиком построек не затрагивают права, свободы или законные интересы истца. Удовлетворение исковых требований администрации Вадского сельсовета, по мнению суда, не повлечет за собой восстановление нарушенного права истца, как органа местного самоуправления.

Суд учитывает также следующее. Неопределенный круг лиц это такой круг лиц, который нельзя индивидуализировать. В данном случае круг лиц, чьи права могут быть нарушены и которые имеют материально-правовую заинтересованность в споре, определен (собственники и правопользователи соседних земельных участков, собственники строений, собственник воздушной линии электропередач).

Администрация Вадского сельсовета также не является контролирующим органом на предмет соблюдения законодательства в области энергетики и собственником ЛЭП.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что администрация Вадского сельсовета не обладает правом на обращение в суд с иском по приведенным основаниям по настоящему делу. Администрация Вадского сельсовета является ненадлежащим истцом по делу.

Доказательств для иных выводов ответчиком суду не представлены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района к Монаховой В. А. о сносе самовольно возведенной постройки отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течении 10 дней с момента вынесения.

Судья:                                                                О.В.Корнилова