Решение по делу об увеличении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости



Дело №2-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородская область, с.Вад

14 марта 2012 года

Вадский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующий судья Рябов О.Е.,

при секретаре Середневой С.В.,

с участием истца Фролкиной Н. В.,

представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Вадскому району Нижегородской области по доверенности Степановой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролкиной Н. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> (далее УПФР) о включении в стаж для назначения пенсии периодов отпуска по уходу за детьми до полутора лет,

установил:

Фролкина Н.В. обратилась в суд с иском к УПФР о включении в стаж для назначения пенсии периодов отпуска по уходу за детьми до полутора лет, в обоснование которого указала следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем трудовой пенсии по возрасту в связи с работой в районах Крайнего Севера. Решением комиссии УПФР №220 от 27.12.2011 г. из ее стажа исключены периоды отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С данным решением не согласна.

В судебном заседании истец Фролкина Н.В. исковые требования поддержала и пояснила, что в связи с исключением отпуска по уходу за ребенком из «северного» стажа, размер ее пенсии уменьшился.

Представитель ответчика по доверенности Степанова М.К. с иском не согласна и суду пояснила, что Фролкина Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем трудовой пенсии по возрасту в связи с работой в районах Крайнего Севера. На дату назначения пенсии у истца имелось 15 лет 11 месяцев 03 дня «северного» стажа. В указанный период был включен период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ размер базовой части назначенной истцу пенсии увеличен. Однако, истец не имеет права на повышенную базовую часть пенсии, т.к. исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516. Указанными Правилами включение в стаж периодов отпусков по ухожу за детьми в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не предусмотрено. С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца приведен в соответствие с пенсионным законодательством и составил *** рубля *** коп.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно п.2 ст.28.1. Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Письменными материалами дела установлено, что Фролкина Н. В. родилась ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, который включен в «Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 с последующими изменениями и дополнениями. Указанные обстоятельства подтверждаются данными трудовой книжки истца и представителем ответчика не оспариваются.л.д.4-5

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фролкина Н.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, что подтверждается архивными справками ГОУ «Государственный архив Мурманской области», лицевым счетом истца по средней школе №17 (л.д.12,15-17). Указанное обстоятельство также подтверждается письмом УПФР от 28.12.2011 года №1805, адресованным Фролкиной Н.В., в котором сообщается, что последняя является получателем трудовой пенсии по возрасту в связи с работой в районах Крайнего Севера на основании подпункта 6 пункта 1 ст.28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях», при этом период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в «северный» стаж.л.д.7

Основания назначения и выплаты трудовых пенсий предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 28.1 которого закрепляет льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста для лиц, занятых на определенных видах работ, и условия ее предоставления. Кроме того, при исчислении специального стажа граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27, подпункта 2 статьи 28 и пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется порядок, аналогичный порядку исчисления специального стажа при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, в соответствии с которым период нахождения женщин в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 6 октября 1992 года (т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации") засчитывается в специальный стаж (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").

Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06 октября 1992 года, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему для этих лиц отмену права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Таким образом, вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Федеральный закон от 01.12.2007 г. №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит иного порядка исчисления страхового стажа или стажа работы на Крайнем Севере, учитываемого при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии. Поэтому доводы УПФР о том, что в целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 г. №312-ФЗ периоды отпуска по уходу за ребенком не могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд отвергает.

Поскольку пенсионные права истца были нарушены ответчиком с 01.01.2012 г., суд находит возможным восстановить их с указной даты, несмотря на отсутствие указанных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Установить с 01.01.2012 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, включив в специальный стаж Фролкиной Н. В. периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Вадского районного суда                                                                О.Е.Рябов