30 августа 2011 года Вадинский районный суд Пензенской области в составе: Председательствующего судьи Булавской Л.А. При секретаре Мещериной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лощининой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации / ГУ УПФ РФ / по Вадинскому району о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - УПФ РФ по Вадинскому району об отказе в назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ года Лощинина О.В. обратилась в ГУ УПФ РФ по Вадинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. 3 июня 2011 года по ее заявлению комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Вадинскому району приняла решение и отказала ей в назначении пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. Комиссия посчитала, что всего на ДД.ММ.ГГГГ Лощинина О.В. выработала 20 лет 7 месяцев 21 день стажа на соответствующих видах работ и не включила в льготный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пионервожатая Вадинской средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарь комсомольской организации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах. Период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарь комсомольской организации не засчитан в льготный стаж, так как, по мнению комиссии, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списком, утвержденным Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, данная должность не предусмотрена. Период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пионервожатая Вадинской средней школы не засчитан в льготный стаж, так как, по мнению комиссии, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списком, утвержденным Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, данная должность не предусмотрена. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в период действия которого работала Лощинина, предусматривало включение данной должности в льготный стаж только при наличии 2/3 (16 лет 8 месяцев) стража на соответствующих видах работ, выработанных в период действия вышеуказанного Постановления. На момент отмены указанного Постановления - 01.10.1993 года необходимый стаж Лощининой не был выработан. Периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах, не засчитаны в льготный стаж, так как, по мнению комиссии, Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списки, утвержденные Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, не включают период нахождения на курсах в льготный стаж. Постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года также не предусматривает включение данных периодов в льготный стаж. Лощинина О.В., не согласившись с данным решением, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Вадинскому району. Считая решение комиссии незаконным, Лощинина О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит решение комиссии отменить и обязать комиссию назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, так как, по ее мнению, она выработала необходимый для этого 25-летний стаж. Просит суд обязать комиссию включить в специальный стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пионервожатая Вадинской средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарь комсомольской организации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах. В судебном заседании Лощинина О.В. свои исковые требования поддержала, просит суд иск удовлетворить. Представитель ГУ УПФ РФ Кашурина О.В. с иском полностью не согласна. Свое несогласие обосновала также как в решении об отказе в назначении пенсии и в отзыве на исковое заявление. Считает иск Лощининой О.В. необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Аналогичная норма действовала и по Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Пунктом 2 ст. 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Разрешая вопрос о включении в льготный стаж Лощининой О.В. периода работы ее секретарем комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего. В трудовой книжке Лощининой О.В. на основании Протокола № 4 заседания бюро Вадинского РК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ выполнена следующая запись под № 4 от ДД.ММ.ГГГГ: «Принять на работу в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации СПТУ - 38. В деле имеется архивная справка Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Пензенской области», из которой следует, что в документах Вадинского райкома ВЛКСМ Пензенской области, в протоколах заседаний бюро райкома ВЛКСМ за 1985 год указано: протокол № 4 заседания бюро Вадинского райкома ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ п.32 «Об утверждении т.Косенковой О.В. (добрачная фамилия истца)». Утвердить секретарем первичной комсомольской организации СПТУ-38 тов. Косенкову Ольгу Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ, образование среднее, члена ВЛКСМ с 1977 года, комсомольский билет №, работавшую воспитателем детского садика № <адрес>. Косенкову О.А. утвердить с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. Таким образом, в трудовой книжке Лощининой О.В. и в протоколе заседания бюро имеются расхождения в дате проведения заседания бюро (по трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ год, по протоколу ДД.ММ.ГГГГ. Данные расхождения суд находит не существенными, так как номер протокола и его содержание совпадают, но при решении вопроса о зачете данного периода в льготный стаж, суд исходит из даты исчисления периода с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика от ГУ УПФ РФ Кашурина О.В. считает, что из указанных выше документов невозможно придти к выводу о том, что должность секретаря первичной комсомольской организации СПТУ-38, которую занимала Лощинина О.В., является выборной. Однако, из показаний свидетелей ФИО8, работавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вторым секретарем Вадинского РК ВЛКСМ, и ФИО9, работавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем - заведующим отделом учащейся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ, следует, что должность секретаря первичной комсомольской организации СПТУ-38 являлась выборной. На эту должность Лощинина О.В. избиралась на общем комсомольском собрании первичной комсомольской организации СПТУ-38, а затем ее избрание утверждалось на заседании бюро райкома ВЛКСМ. Не верить показаниям этих свидетелей у суда нет оснований. Заинтересованность свидетелей в исходе дела не усматривается, их показания подтверждаются копиями их трудовых книжек, приобщенных к материалам дела. На момент работы Лощининой О.В. секретарем первичной комсомольской организации СПТУ-38 действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства» (не применяется с ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п.1(а) данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина по смыслу ст.ст.1, 2, 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их правовой защиты. Как указал Конституционный суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 6 декабря 2001 года № 310-0 указывает, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей (педагогических работников) также лежит равенство всех перед законом (ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование, запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.19 и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Конституционный суд Российской Федерации в названном Определении также подчеркивает, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. В определении Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года № 107-09 подчеркивается, что Правительство Российской Федерации не наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие- либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации связанно законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующим порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения. В указанном Определении Конституционного суда Российской Федерации также говориться о том, что если при разрешении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан фактом Правительства Российской Федерации, определяющим какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, а также о несоответствии предписаний такого акта нормами федерального закона, он должен принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона. Суд считает, что в данном случае подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный фонд Лощинина О.В. имеет педагогического стажа работы более чем 2/3 от требуемых 25 лет, что подтверждается копией ее трудовой книжки. Согласно решения пенсионного фонда, по состоянию на 26.05.2011 года, стаж, дающий Лощининой право на назначение пенсии, составляет 20 лет 7 месяцев 21 день. Доводы представителя ответчика о невозможности включения оспариваемого периода в специальный стаж работы несостоятельны, поскольку ими создаются препятствия для осуществления истцом конституционного права на социальное обеспечение в полной мере, и они противоречат нормам материального права. По мнению суда, доводы ответчика в целом основаны на не правильном толковании закона. Суд считает, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж и приходит к выводу о том, что ГУ-УПФР по Вадинскому району незаконно отказало Лощининой О.В. во включении спорного периода в льготный стаж. Суд находит требования Лощининой О.В. в этой части законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Разрешая требования Лощининой О.В. в части включения в льготный стаж периода ее работы в должности пионервожатой Вадинской средней школы, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика от пенсионного фонда, и считает, что с учетом положений Конституции Российской Федерации при исчислении стажа необходимо принимать во внимание тот порядок, который действовал в оспариваемый период. В данном случае оспариваемый период - это период работы Лощининой в качестве пионервожатой в школе с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается копией трудовой книжки истца. В этот период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно которого работа в качестве штатных пионервожатых засчитывалась в стаж для назначения пенсий за выслугу лет при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В рассматриваемой ситуации данное условие соблюдено - Лощинина на момент обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный фонд имеет необходимый стаж работы, кроме работы пионервожатой: согласно решения пенсионного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, стаж, дающий Лощининой право на назначение пенсии, составляет 20 лет 7 месяцев 21 день. Соответственно решение пенсионного фонда в части не включения в льготный стаж Лощининой О.В. периода ее работы в должности пионервожатой, также является незаконным. Разрешая вопрос о включении в льготный стаж Лощининой О.В. периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего. В деле имеется выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Вадинской основной школе, из которого следует, что Лощинина О.В. была командирована на курсы ИПК И ПРО в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/. Постановлением N 516 Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Действительно, указанные Правила не содержат указания на возможность зачета в стаж работы по медицинской деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации. Однако в судебном заседании установлено, и это не оспаривается ответчиком, что в период нахождения на курсах повышения квалификации за Лощининой О.В. сохранялось рабочее место по основному месту работы и заработная плата, с которой производились страховые отчисления, что подтверждается табелями учета рабочего времени и ведомостями на выдачу заработной платы /л.д.20-23/. Согласно п. 4 указанных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. В силу ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшей в один из спорных периодов, при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Аналогичная норма содержится и в ст. 187 ТК РФ. Доводы представителя ответчика о невозможности включения оспариваемых периодов в специальный стаж работы несостоятельны, поскольку ими создаются препятствия для осуществления истицей ее конституционного права на социальное обеспечение в полной мере, и они противоречат нормам материального права. По мнению суда, доводы ответчика основаны на не правильном толковании закона Суд считает, что периоды нахождения Лощининой О.В. на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж, поскольку эти период являются видом работы с сохранением средней заработной платы, а для отдельных категорий работников, в том числе и педагогических, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Суд приходит к выводу о том, что ГУ - УПФР по Вадинскому району незаконно отказало Лощининой О.В. во включении данных периодов в льготный стаж. Суд находит требования Лощининой О.В. в этой части законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Суд считает, что все спорные подлежат зачету в специальный стаж и приходит к выводу о том, что ГУ УПФР по Вадинскому району незаконно отказало Лощининой во включении спорных периодов в льготный стаж. Суд находит требования Лощининой законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. На момент обращения в ГУ УПФР по Вадинскому району Лощинина имела более 25 лет необходимого для назначения льготной пенсии стажа и поэтому она имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Лощининой Ольги Владимировны удовлетворить. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении - Управлении пенсионного фонда Российской Федерации по Вадинскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лощининой Ольге Владимировне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным и отменить в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости и в части не включения в льготный стаж периодов работы Лощининой О.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пионервожатая Вадинской средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарь комсомольской организации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах. Обязать ГУ УПФ РФ по Вадинскому району Пензенской области включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды работы Лощининой О.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пионервожатая Вадинской средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарь комсомольской организации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах. Обязать ГУ УПФ РФ по Вадинскому району Пензенской области назначить Лощининой Ольге Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью - с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующая: / Л.А. Булавская /