И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Дата обезличена Вадинский районный суд Пензенской области в составе: Председательствующего судьи Булавской Л.А. При секретаре Мещериной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумерской Ольги Александровны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации / ГУ УПФ РФ / по Вадинскому району о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ – УПФ РФ по Вадинскому району об отказе в назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: Дата обезличена года Сумерская О.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по Вадинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Дата обезличена года по ее заявлению комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Вадинскому району приняла решение и отказала ей в назначении пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. Комиссия посчитала, что всего на Дата обезличена года Сумерская О.А. выработала 22 года 6 месяцев 4 дня стажа на соответствующих видах работ и не включила в льготный стаж периоды: с Дата обезличена по Дата обезличена года – запасной учитель Вадинского РОНО; с Дата обезличена года по Дата обезличена года – секретарь – зав. Отделом учащейся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ; с Дата обезличена по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - курсы с отрывом от производства. Периоды: с Дата обезличена года по Дата обезличена года – запасной учитель Вадинского РОНО, с Дата обезличена года по Дата обезличена года – секретарь – зав. Отделом учащейся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ не засчитаны в льготный стаж, так как, по мнению комиссии, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списком, утвержденным Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, данные должности не предусматриваются. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 в период действия которого работала Сумерская, утратило силу 1.10.1993 года и на момент его отмены она не выработала 25 лет необходимого стажа, так как Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах, установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях», предусматривает необходимость полностью выработать стаж (25 лет) до дня отмены вышеуказанного Постановления. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 в период действия которого работала Сумерская, предусматривает включение выборной работы в комсомольских и партийных органах при наличии 2/3 (16 лет 8 месяцев) стража. 01.10.1993 года Постановление утратило силу, необходимый стаж Сумерской не был выработан. Периоды с Дата обезличена по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - курсы с отрывом от производства не засчитаны в льготный стаж, так как Постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года не предусматривает включение данных периодов в льготный стаж. Сумерская О.А., не согласившись с данным решением, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Вадинскому району. Из ее искового заявления вытекает следующее. С решением ГУ УПФР по Вадинскому району Пензенской области Сумерская О.А. не согласна, так как считает, что спорный период ее работы запасным учителем Вадинского РОНО должен быть засчитан в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в полном объёме на том основании, что на момент ее работы в данной должности действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Должность - запасной учитель указана в четвертом разделе «Органы народного образования» в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и это дает ей право на включение периода работы в указанной должности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п.10, п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05.11.2002 года № 320-о указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, на которое и ссылается комиссия ГУ УПФР по Вадинскому району Пензенской области, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных Конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Далее Конституционный Суд указал, что применительно к положениям статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правовая позиция означает, что содержащиеся в её пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Исключение из педагогического стажа периода работы в должности запасной учитель Вадинского РОНО ухудшает ее положение, так как препятствует ей воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 с.39). Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращений гарантий, механизмов правовой защиты и т.п. Поэтому считает, что отказ ГУ УПФР по Вадинскому району в назначении ей досрочной трудовой пенсии за период работы в должности запасной учитель Вадинского РОНО является неправомерным. С решением комиссии о не включении в специальный трудовой стаж периода работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года на выборной должности секретарь – заведующий отделом учащийся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ, Сумерская также не согласна, так как, по ее мнению, период работы в данной должности должен быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям. На момент ее работы в качестве секретаря – заведующий отделом учащийся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства» (не применяется с 01.10.1993 года). Согласно п.1(а) данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно ее трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим страховой и специальный стаж, до периода ее работы в качестве секретаря – заведующий отделом учащийся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ, она работала в должности учителя русского языка и литературы Каргалейской 8-летней школы и запасного учителя Вадинского РОНО, а после, в должности учителя русского языка и литературы Вадинской средней школы. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина по смыслу ст.ст.1, 2, 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их правовой защиты. Как указал Конституционный суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 6 декабря 2001 года № 310-0 указывает, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей (педагогических работников) также лежит равенство всех перед законом (ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование, запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.19 и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Конституционный суд Российской Федерации в названном Определении также подчеркивает, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. Поэтому отказ ГУ УПФР по Вадинскому району в назначении ей досрочной трудовой пенсии является неправомерным. В определении Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года № 107-09 подчеркивается, что Правительство Российской Федерации не наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие- либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации связанно законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующим порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения. В указанном Определении Конституционного суда Российской Федерации также говориться о том, что если при разрешении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан фактом Правительства Российской Федерации, определяющим какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, а также о несоответствии предписаний такого акта нормами федерального закона, он должен принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона. С решением ГУ УПФР по Вадинскому району в части не включении в педагогический стаж курсов повышения квалификации с отрывом от производства в периоды с Дата обезличена года Сумерская О.А. не согласна по следующим основаниям. Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в льготный стаж. В Рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года № 9148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы, а в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21). Основами законодательства СССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР (глава IV «Рабочее время» и глава XIII «Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением ») работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время. Учебные отпуска и курсы повышения квалификации предоставлялись работникам с сохранением заработной платы. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. В соответствии с пунктом 4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, с которого производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращений гарантий, механизмов правовой защиты и т.п. Конституционный Суд РФ в своих правоприменительных разъяснениях постоянно подчеркивает значимость и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст.18 Конституции РФ, а также необходимость применения Конституции РФ, также имеющей прямое действие, при принятии решений судами Российской Федерации. Считает, что решение ответчика нарушило ее конституционные права. Статья 39 Конституции Российской Федерации закрепляет гарантии социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей. Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности является важной составляющей пенсионной системы. Сумерская О.А. просит суд: признать решение комиссии ГУ УПФР по Вадинскому району Пензенской области Дата обезличена года по назначению пенсии не законным и обязать ГУ УПФР по Вадинскому району Пензенской области засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости периоды работы: с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности запасной учитель Вадинского РОНО; с Дата обезличена года по Дата обезличена года на выборной должности секретарь - заведующий отделом учащийся молодежи Вадинского РК ВЛКСМ; периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года – курсы повышения квалификации и назначить ей пенсию с Дата обезличена года. В судебном заседании истец Сумерская О.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика от ГУ УПФ РФ Крамина Е.Я. с иском полностью не согласна. Считает иск Сумерской О.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Свое несогласие с иском обосновала также как в решении об отказе в назначении Сумерской О.А. досрочной пенсии и в возражениях на исковое заявление. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность, независимо от возраста. Аналогичная норма действовала и по Закону РФ "О государственных пенсиях в РФ". Наличие у Сумерской О.А. 25 лет льготного стажа подтверждается копией трудовой книжки л.д.10-14/. В трудовой книжке Сумерской О.А. на основании Протокола VIII Пленума от Дата обезличена года выполнена следующая запись под Номер обезличен от Дата обезличена года: «Принять на работу в должности секретаря – зав. отделом учащейся молодежи». В деле имеется ксерокопия Протокола 8-го Пленума Вадинского РК ВЛКСМ от Дата обезличена года об утверждении Сумерской О.А. в должности секретаря Вадинского РК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью. Таким образом, в трудовой книжке Сумерской О.А. и в протоколе Пленума имеются расхождения в наименовании должности, на которую была принята на работу Сумерская О.А.. Данные расхождения суд находит не существенными, но при решении вопроса о зачете данного периода в льготный стаж, суд исходит из наименования должности, которое указано в Протоколе VIII Пленума Вадинского РК ВЛКСМ от 3.09.1983 года. При обосновании свих исковых требований в части включения в льготный стаж периодов работы: с Дата обезличена года по Дата обезличена года – запасной учитель Вадинского РОНО; с Дата обезличена года по Дата обезличена года – секретарь Вадинского РК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью, Сумерская О.А. обоснованно исходит из того, что в данном случае подлежит применению Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства». Должность - запасной учитель указана в четвертом разделе «Органы народного образования» в приложении к названному Постановлению в перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Должность - секретарь Вадинского РК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью относится именно к такой работе. Согласно п.4 того же Положения, время работы, указанной в пункте 1 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В данном случае, на момент обращения в Пенсионный фонд с вопросом о назначении льготной пенсии, Сумерская выработала 2/3 требуемого стажа. Доводы представителя ответчика о том, что 2/3 стажа Сумерская должна была выработать на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 / на 1.10.1993 года/, суд находит основанными на неправильном толковании Закона. Обосновывая исковые требования в части включения в льготный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, Сумерская ссылается на то, что в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, с которого производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В деле имеются копии приказов Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года о направлении Сумерской О.А. на курсы повышения квалификации соответственно: с 14 по Дата обезличена года, с 20 по Дата обезличена года, с 19 по Дата обезличена года. Табелями учета рабочего времени подтверждается, что указанные периоды отмечены Сумерской как рабочие дни. Соответственно за данные периоды ей была начислена заработная плата и произведены страховые отчисления. Этот факт ответчиком не оспаривается. Постановлением N 516 Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Действительно, указанные Правила не содержат указания на возможность зачета в стаж работы по педагогической деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации. Однако, согласно п. 4 указанных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Требования Сумерской О.А. о включении в льготный стаж всех спорных периодов основаны на Законе, она объективно в своем заявлении ссылается на основной Закон – Конституцию РФ, разъяснения и постановления конституционного Суда РФ, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 и другие нормативные акты, ее требования в целом основаны на правильном толковании Закона, и суд с ее доводами полностью согласен. Доводы представителя ответчика о невозможности включения оспариваемых периодов в специальный стаж работы несостоятельны, поскольку ими создаются препятствия для осуществления истицей ее конституционного права на социальное обеспечение в полной мере, и они противоречат нормам материального права. По мнению суда, доводы ответчика в целом основаны на не правильном толковании закона. Суд считает, что все спорные подлежат зачету в специальный стаж и приходит к выводу о том, что ГУ УПФР по Вадинскому району незаконно отказало Сумерской во включении спорных периодов в льготный стаж. Суд находит требования Сумерской законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. На момент обращения в ГУ УПФР по Вадинскому району Сумерская имела более 25 лет необходимого для назначения льготной пенсии стажа и поэтому она имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный фонд, то есть с Дата обезличена года. Руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Сумерской Ольги Александровны удовлетворить. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении – Управлении пенсионного фонда Российской Федерации по Вадинскому району Пензенской области от Дата обезличена года об отказе Сумерской Ольги Александровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным и отменить в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости и в части не включения в льготный стаж периодов работы Сумерской О.А.: с Дата обезличена года по Дата обезличена года – запасной учитель Вадинского РОНО; с Дата обезличена года по Дата обезличена года – секретарь Вадинского РК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью; с Дата обезличена по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - курсы повышения квалификации с отрывом от производства. Обязать ГУ УПФ РФ по Вадинскому району Пензенской области включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды работы Сумерской О.А.: с Дата обезличена года по Дата обезличена года – запасной учитель Вадинского РОНО; с Дата обезличена года по Дата обезличена года – секретарь Вадинского РК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью; с Дата обезличена по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - курсы повышения квалификации с отрывом от производства. Обязать ГУ УПФ РФ по Вадинскому району Пензенской области назначить Сумерской Ольге Александровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью – с Дата обезличена года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующая: / Л.А. Булавская /