Прочие исковые дела



Дело № 2-55 от 2012 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е          С У Д А

29 июня 2012 года

Вадинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего Булавской Л.А.,

при секретаре Мещериной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Керенское коммунальное хозяйство», Вадинского района выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и в не приведении состояния дорог в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническим нормами и другими нормативными документами, о возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие «Керенское коммунальное хозяйство», Вадинского района произвести ремонт участков автомобильной дороги, о признании незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за состоянием дорог, о возложении обязанности на администрацию <адрес> сельсовета профинансировать ремонтные работы участков автомобильной дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, обосновав свои исковые требования следующим образом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движении» № 196-ФЗ от 10.12.95 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно договора, заключенного между администрацией <адрес> сельсовета и муниципальным унитарным предприятием «Вадинское коммунальное хозяйство», обязанность по содержанию автомобильных дорог, находящихся на территории <адрес> Вадинского района Пензенской области, возложена на муниципальное унитарное предприятие «Вадинское коммунальное хозяйство».

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры:

а) покрытия проезжей части дорог и улиц;

б) видимость на дорогах и улицах;

в) дорожных знаков;

г) дорожной разметки;

д) дорожных светофоров;

е) дорожных ограждений и бортового камня;

ж) сигнальных столбиков и маяков;

з) нарушенного освещения.

В соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ № 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно п. 3.1.2 - предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.

Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог - автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значений поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения частных автомобильных дорог.

Кроме того, статья 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Прокуратурой Вадинского района была проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин в <адрес> Вадинского района Пензенской области.

В ходе проверки было установлено, что на обследуемых участках дороги на дорожном покрытии имеются выбоины.

Так, в нарушение ГОСТа Р 50597-93 дороги <адрес>, находящиеся в муниципальной собственности имеют дефекты дорожного полотна в виде разрушения асфальта и выбоин, превышающих допустимые, а именно:

на <адрес> - в районе <адрес> длиной 70 см., шириной 80, глубина 15 см.; в районе <адрес>имеются 2 выбоины, длиной 1 м. шириной 1 м., глубиной 8 см. и длиной 95 см., шириной 1 м., глубиной 20 см..

В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения.

Данная дорога является собственностью муниципального образования «<адрес>» и является муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию <адрес> сельсовета и муниципальное унитарное предприятие «Вадинское коммунальное хозяйство».

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией <адрес> сельсовета, содержание и обслуживание автодорог, находящихся в муниципальной собственности осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Керенское коммунальное хозяйство».

Таким образом, бездействие муниципального унитарного предприятия «Керенское коммунальное хозяйство» заключается в невыполнении предусмотренных договором обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии и приведении их в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, а бездействие администрации <адрес> сельсовета - в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дорог и выполнением муниципальным унитарным предприятием «Вадинское коммунальное хозяйство» условий заключенного договора.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; а также иными способами, предусмотренными законом.

Прокурор просит суд:

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятие «Керенское коммунальное хозяйство» <адрес> ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Керенское коммунальное хозяйство» Вадинского района Пензенской области произвести ремонт участков дороги на <адрес> - в районе домов №, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета Вадинского района Пензенской области, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за состоянием дорог.

Обязать администрацию <адрес> сельсовета Вадинского района Пензенской области профинансировать ремонтные работы участков дорог на <адрес> - в районе домов № где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин.

В судебном заседании помощник прокурора Бычков Ю.Н. от исковых требований отказался в полном объеме и пояснил, что отказ связан с тем, что администрацией <адрес> сельского совета и МУП «Керенское коммунальное хозяйство» <адрес> приняты меры по устранению нарушений законодательства, по <адрес> произведены ремонтные работы дороги, дефекты дорожного покрытия устранены.

Представитель ответчика глава администрации <адрес> сельского совета Дашунин А.П. и представитель ответчика от МУП «Керенское коммунальное хозяйство» Мохнатов Т.Т. просят прекратить производство по делу, так как администрацией <адрес> сельского совета и МУП «Керенское коммунальное хозяйство» Вадинского района приняты меры по устранению нарушений законодательства, по <адрес> произведены ремонтные работы дороги, дефекты дорожного покрытия устранены.

Суд, в соответствии со ст. 39 ч. 2 ГПК РФ принимает отказ от иска заместителя прокурора, так как отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если: истец отказался от иска и отказ принят судом.

Руководствуясь ст. ст. 220-221 ГПК РФ, суд

                                                         О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу по иску прокурора Вадинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Керенское коммунальное хозяйство», Вадинского района выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и в не приведении состояния дорог в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническим нормами и другими нормативными документами, о возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие «Керенское коммунальное хозяйство», Вадинского района произвести ремонт участков автомобильной дороги, о признании незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за состоянием дорог, о возложении обязанности на администрацию <адрес> сельсовета профинансировать ремонтные работы участков автомобильной дороги, в связи с отказом от иска прокурора.

Разъяснить сторонам, что после прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующая:                              / Булавская Л.А. /