Дело № 2-94 от 2012 года О П Р Е Д Е Л Е Н И Е С У Д А 18 сентября 2012 года Вадинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего Булавской Л.А., при секретаре Мещериной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадинского района, Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации <адрес> сельского совета, выразившееся в непринятии действенных мер по ликвидации свалок бытовых отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, обосновав свои исковые требования следующим образом. Прокуратурой Вадинского района ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды на территории <адрес> сельсовета Вадинского района Пензенской области в части соблюдения санитарных норм и правил при размещении и эксплуатации свалок, обращении с бытовыми отходами, отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что администрацией <адрес> сельсовета ненадлежащим образом исполняется законодательство об охране окружающей природной среды. Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Из положений ст.51 данного Закона следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьей 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Из положений Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно п.п.3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> сельсовета размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, а именно: - на расстоянии 30 метров севернее от дорожного указателя «<адрес>» автомобильной дороги «<адрес>» Вадинского района Пензенской области, площадью <данные изъяты> м.; - на расстоянии 500 метров южнее пилорамы, принадлежащей ИП ФИО3 села <адрес>, площадью <данные изъяты> м; Указанные несанкционированные свалки оказывают негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в силу того, что имеющиеся бытовые отходы разносятся ветром, мусор растаскивается птицами и бродячими собаками, в результате чего ухудшается санитарное состояние жилой территории, что, в свою очередь, может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Наличие несанкционированных свалок ведет к росту численности бродячих собак, грызунов, что также ухудшает эпидемиологическую обстановку, существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования. Отсутствие системы санитарной очистки поселковой территории (п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88), несвоевременный вывоз отходов (п.6.4 СанПиН 42-128-4690088) приводит к ежегодному возникновению многочисленных несанкционированных свалок на территории <адрес> сельсовета. Органом местного самоуправления не принимаются никакие меры к ликвидации несанкционированных свалок, контейнеры для сбора мусора отсутствуют, чем нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, а именно право на благоприятную окружающую среду. В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Кроме того, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на расстоянии 30 метров севернее от дорожного указателя <адрес>» автомобильной дороги «<адрес>-<адрес>» Вадинского района Пензенской области, площадью <адрес> м; на расстоянии 500 метров южнее пилорамы, принадлежащей ИП ФИО3 села <адрес> Вадинского района Пензенской области, площадью <данные изъяты> м и обязать администрацию <адрес> сельсовета ликвидировать данные несанкционированные свалки бытовых отходов. В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 от исковых требований отказался в полном объеме и пояснил, что отказ связан с тем, что администрацией <адрес> сельского совета приняты меры по устранению нарушений законодательства и несанкционированные свалки ликвидированы. Представитель ответчика глава администрации <адрес> сельского совета ФИО5 просит прекратить производство по делу, так как им приняты меры по устранению нарушений законодательства и свалки ликвидированы. Суд, в соответствии со ст. 39 ч. 2 ГПК РФ принимает отказ от иска помощника прокурора, так как отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если: истец отказался от иска и отказ принят судом. Руководствуясь ст. ст. 220-221 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Прекратить производство по делу по иску прокурора Вадинского района, Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации <адрес> сельского совета, выразившееся в непринятии действенных мер по ликвидации свалок бытовых отходов. Разъяснить сторонам, что после прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.