Вынесено решение об удовлетворении иска



Дело № 2-136-2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Вача                                                                                     08 июля 2011 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Лялиной М.С.,

с участием и.о. прокурора Вачского района Зуевой Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арефинского сельсовета Вачского района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Вачского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арефинского сельсовета Вачского района Нижегородской области о понуждении к совершению действий, указывая на то, что прокуратурой Вачского района в апреле-мае 2011 года с привлечением специалистов ОГПН Вачского района была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.

В ходе проверки установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности является вопросом местного значения поселений. Указанные полномочия сельскими поселениями в муниципальный район не передавались.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, в том числе первичные меры пожарной безопасности. Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрен перечень первичных мер пожарной безопасности.

Согласно п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения первичных мер по обеспечению пожарной безопасности».

Однако в нарушение требований закона органами местного самоуправления должным образом первичные меры пожарной безопасности не выполняются.

На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 01.03.2011 года № 258-р «О паспортизации населенных пунктов в области пожарной безопасности» и распоряжения главы администрации района от 09.03.2011 года № 167-р «О паспортизации населенных пунктов Вачского района в области пожарной безопасности» 28.03.2011 года работа по разработке паспортов готовности сельских поселения к пожароопасному периоду завершена.

На момент проверки из 118 населенных пунктов района к пожароопасному периоду 8 населенных пунктов не готовы к наступлению пожароопасного периода, из которых 2 населенных пунктов: <......> находятся на территории Арефинского сельского Совета. Основными причинами не готовности населенных пунктов являются отсутствие подъездных путей, отсутствие водоемов для целей наружного пожаротушения.

На территории Арефинского сельского Совета Вачского района у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Так, отсутствуют указатели в населенных пунктах: <......>.

Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не обеспечены переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не менее двух прицепных пожарных мотопомп населенные пункты: <......>

На территории поселения при наличии объекты или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в населенных пунктах: <......>

Водонапорные башни не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года в населаеных пунктах: <......>

      На территории сельских населенных пунктов д<......> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Территории в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участками, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не очищены от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. в д. Вастрома.

      Дороги, проезды, подъезды к деревням <......> свободны для проезда пожарной техники и в исправном состоянии только в летний период в сухую погоду.

Ненадлежащее выполнение первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления создает благоприятные условия для возникновения чрезвычайных ситуаций на территории поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления поселения своих полномочий в сфере пожарной безопасности нарушают основные права и свободы человека и гражданина, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно.

Просит признать незаконным бездействие администрации Арефинского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования.

И обязать администрацию Арефинского сельсовета Вачского района принять надлежащие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

1. Провести комплексные проверки на соответствие требованиям пожарной безопасности всех населенных пунктов и объектов;

2. Установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним;

3. Привести в соответствие естественные и искусственные водоисточники для целей пожаротушения, оснастить их подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием для пожарной техники;

4. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения обеспечить переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух принцепных пожарных мотопомп;

5. Приспособить водонапорные башни для отбора воды пожарной техников в любое время года;

6. Очистить территорию д. Вастрома в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участками, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы;

7. Привести в исправное состояние дороги, проезды и подъезды к деревням <......>.

В судебном заседании и.о. прокурора Вачского района Зуева Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просит признать незаконным бездействие администрации Арефинского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Представитель ответчика администрации Новосельского сельсовета Вачского района Т.В.И в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласен и пояснил, что расходы на выполнение требований прокурора Вачского района выходят за рамки и сельского, и районного бюджета.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, считает исковые требования прокурора Вачского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 17 Конституции РФ: В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 статьи 20 Конституции РФ: Каждый имеет право на жизнь.

Согласно ч. 1 статьи 41 Конституции РФ: Каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ч.1 ст. 45 Конституции РФ « Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

ч. 2 Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

В силу ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Однако, как установлено в судебном заседании, в нарушение закона администрацией Арефинского сельсовета первичные меры пожарной безопасности должным образом не выполняются, что подтверждается предписанием главного государственного инспектора Вачского района по пожарному надзору В.М.К по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от __.__.__ и актом проверки от __.__.__, в ходе которой выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) от __.__.__ .

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени администрацией Арефинского сельского Совета Вачского района Нижегородской области должных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не принято и бездействие администрации Новосельского сельского Совета Вачского района создаёт благоприятные условия для возникновения чрезвычайных ситуаций на территории поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Суд считает, что непринятие мер по обеспечению пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Арефинского сельского Совета Вачского района ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а поэтому подлежат обязательному их исполнению.

Суд считает, что для устранения вышеуказанных нарушений объективно требуется определенное время и материальные средства.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание указанную норму закона, при этом, учитывая мнение истца прокурора Вачского района, просившего предоставить ответчику определенный срок для исполнения решения, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Иск Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арефинского сельсовета Вачского района Нижегородской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрацииАрефинского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Обязать администрацию Арефинского сельсовета Вачского района Нижегородской области принять надлежащие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

1. Провести комплексные проверки на соответствие требованиям пожарной безопасности всех населенных пунктов и объектов;

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

2. Установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним;

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

3. Привести в соответствие естественные и искусственные водоисточники для целей пожаротушения, оснастить их подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием для пожарной техники;

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

4. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения обеспечить переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепной пожарной мотопомпой, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух принцепных пожарных мотопомп;

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

5. Приспособить водонапорные башни для отбора воды пожарной техников в любое время года;

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

6. Очистить территорию д. Вастрома в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участками, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы;

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

7. Привести в исправное состояние дороги, проезды и подъезды к деревням <......>.

Установить срок для совершения данных действий до __.__.__.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Вачский районный суд.

Федеральный судья                                                                Лялина М.С.