решение по иску Нижегородского природоохранного прокурора об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора



                                                                                                                                        Дело № 2-369-11 г. Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Вача                                                13 сентября 2011 года

       Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С..

        с участием ст. помощника Нижегородского межрайонного природоохранного        прокурора В.Н., действующего на основании доверенности

       представителя ответчика - Главы Администрации " сельсовета " А.Е.

        представителя 3-его лица Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности А.Л.,

       при секретаре Шаланиной М.П.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц кАдминистрации " сельсовета " Нижегородской об обязании организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории " сельского совета,

у с т а н о в и л :

      Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации " сельсовета " Нижегородской об обязании организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории " сельского совета, в непосредственной близости от " рядом с автомобильной дорогой на д. ", общим объемом не менее * куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении, указывая на то, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в / проведена проверка исполнения администрацией " сельсовета " требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.

      Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории " сельсовета " имеется место несанкционированного складирования бытовых отходов, расположенное в непосредственной близости от " рядом с автомобильной дорогой на д. " Общий объем отходов составляет не менее * куб. м. Состав твердые бытовые и строительные отходы, пластиковая и стеклянная тара.

     Размещение отходов и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т. д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

      Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актами проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов " от /, /, фотографиями, объяснением главы администрации " сельсовета А.Е. от /

На указанное место складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой, строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1.2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан:

принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами;

соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);

оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;

места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя.

предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Таким образом, складирование бытовых отходов на рассматриваемых площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Складирование отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. №45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

Согласно ст. 14 п.п. 18, 19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения. Аналогичные по содержанию нормы содержаться и в ст. 5 п.п. 18, 19 Устава " сельсовета " муниципального района Нижегородской области.

Согласно ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создают опасности причинения вреда в будущем.

       В судебном заседании представитель истца В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного        прокурора поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении и просит обязать администрацию " сельсовета " организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, размещенных на территории " сельсовета " в непосредственной близости от " рядом с автомобильной дорогой на д. ", общим объемом не менее * куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.

Представитель ответчика Глава администрации " сельсовета " А.Е.с иском согласился и пояснил, что в / / года им было вынесено постановление о запрещении складирования ТБО на выезде из " в сторону д. " и в настоящее время намечаются мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с данной территории.

Представитель 3-его лица министерства экологии и природных ресурсов по доверенности А.Л. с иском согласна. Считает, что данный участок не отвечает экологическим нормам и требованиям и представляет собой экологическую опасность.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с нормами ст. 67, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

      В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду является одним из основных субъективных прав человека и гражданина.

Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;…

       В соответствии со ст. 10 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

        Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 37 Закона РФ «Об охране окружающей среды» Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ Часть 1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Часть 2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ часть 1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Часть 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно п.п. 2.1, 2.4, 2.5 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" (утв. Минприроды РФ 15.07.1994)) Природопользователь обязан:

2.1. -принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами (Приложение 2, п. 1);

соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами (Приложение 2, п. п. 1,4);

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения) (Приложение 2, п. 26);

2.4 -Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя.

2.5. -Предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждаются республиканским, краевым, областным, окружным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее - территориальным органом Минприроды России) по согласованию с территориальными органами других специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

    В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ часть     2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

       Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 10.09.1996 N 45-З "Об экологической безопасности" ) часть 1. Экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

Часть 2. Экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Согласно ст. 4 Вышеназванного Закона часть        3. Любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 6 Закона часть 1. Профилактическими мерами по обеспечению экологической безопасности являются:

П. 1.2. наличие утвержденной в установленном порядке обосновывающей и разрешительной документации;

П. 1.3. наличие государственной лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Закона Нижегородской области от 03.09.2010 N 136-З)

       Согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) ") Часть 1. К вопросам местного значения поселения относятся: П. 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; П. 19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

      

        В судебном заседании установлено следующее:

Нижегородской природоохранной прокуратурой в * года была проведена проверка исполнения администрацией " сельсовета " требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.

Данной проверкой было установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории " сельсовета " имеется место несанкционированного складирования бытовых отходов, расположенное в непосредственной близости от " рядом с автомобильной дорогой на д. ". Общий объем отходов составляет не менее * куб. м. Состав твердые бытовые и строительные отходы, пластиковая и стеклянная тара.

Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актами проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов " от /, /, фотографиями, объяснением главы администрации " сельсовета А.Е. от /

      Судом установлено, что на указанное место складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1.2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что складирование бытовых отходов на рассматриваемых площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды, оно не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность.

В связи с указанными обстоятельствами суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ

р е ш и л :

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию " сельсовета ", организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории " совета, в дорогой на д. ", общим объемом не менее * куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Вачский районный суд в течение 10 дней.

     

Судья -подпись

Решение вступило в законную силу 26.09.2011 года