Решение по иску прокурора о понуждении к совершению действий



Дело № 2-180/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Вача                                                                                      10 июля 2012 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего федерального судьи Лялиной М.С.,

с участием пом. прокурора Вачского района Нижегородской области Юриной М.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.Е.,

рассмотрев гражданское дело в открытом судебном заседании по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, КУМИ Вачского района и ООО «КомСервис-В» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд 11 апреля 2012 года с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области о признании незаконным бездействие администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выражающееся в отсутствии надлежащей организации водоснабжения и водоотведения на территории с. Казаково Вачского района Нижегородской области; обязании администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области организовать надлежащее водоснабжение и водоотведение на территории с. Казаково Вачского района.

22 мая 2012 года в суд из прокуратуры Вачского района Нижегородской области поступило ходатайство об изменении исковых требований в части, а именно: признании незаконным бездействие администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выражающееся в отсутствии принятия мер по заключению договора водоснабжения и водоотведения, а также обслуживания наружных канализационных сетей с. Казаково с ООО «КомСервис»; обязать администрацию Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области заключить договор водоснабжения и водоотведения, а также обслуживания наружных канализационных сетей с. Казаково с ООО «КомСервис-В», предусмотреть в договоре водоснабжения и водоотведения, а также обслуживания наружных канализационных сетей с. Казаково обязанности ООО «КомСервис-В»: организовать сток сточных вод из многоквартирного дома, расположенного в с. Казаково МБДОУ детский сад «Золотой ключик», МБДОУ «Казаковская СОШ» и иных источников в резервуар-накопитель для сточных вод, очистку резервуара-накопителя для сточных вод с. Казково Вачского района по мере наполняемости.

29 мая 2012 года определением Вачского районного суда Нижегородской области по данному гражданскому делу в качестве соответчиков привлечены КУМИ Вачского района и ООО «КомСервис-В».

14 мая 2012 года прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области о признании незаконным бездействие администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области по признанию наружных канализационных сетей с. Казаково Вачского района Нижегородской области бесхозяйными незаконным; обязании администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области обратиться с заявлением о постановке на учет наружных канализационных сетей с. Казаково Вачского района в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на наружные канализационные сети с. Казаково Вачского района.

01 июня 2012 года определением Вачского районного суда Нижегородской области данные гражданские дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании пом. прокурора Вачского района Нижегородской области Юрина М.А. поддержала исковые требования частично, отказавшись от исковых требований о признании незаконным бездействие администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выражающееся в отсутствии надлежащей организации водоснабжения и водоотведения на территории с. Казаково Вачского района Нижегородской области и пояснила, что прокуратурой Вачского района Нижегородской области по жалобе Ф.А.И. и Ф.В.И. была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно ст. 14 ч. 1 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Согласно ст. 37 Устава Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, утвержденного Решением сельского Совета Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области от 21.01.2010 года № 18, указанные вопросы местного значения поселения являются полномочиями администрации поселения.

Согласно ст. 15 ч. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Администрацией Казаковского сельсовета данные полномочия в муниципальный район не передавались.

В соответствии со ст. 6 ч. 1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года № 416-ФЗ: «К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом».

В ходе проверки, проведенной совместно со специалистом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Павловском, Вачском, Сосновском районах установлено, что сточные воды из многоквартирного дома, расположенного в с. Казаково, МБДОУ детский сад «Золотой ключик», МБДОУ «Казаковская СОШ» сбрасываются на рельеф с. Казаково, Вачского района длительное время.

Однако указанные наружные канализационные сети с. Казаково являются бесхозяйными.

Объектом муниципальной собственности они не являются, для обслуживания специализированной организации не переданы.

Таким образом, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, свои обязательства по организации водоснабжения и водоотведения на территории с. Казаково исполнять не могут, так как на канализационные сети с. Казаково право собственности не оформлено, в аренду специализированной организации не сданы.

Согласно ст. 8 ч. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.2009 года № 52-ФЗ «Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека».

Согласно ст. 18 ч. 1, ч. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.2009 года № 52-ФЗ: «1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека».

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами».

Однако администрацией Казаковского сельсовета водоснабжение населения с. Казаково Вачского района, в том числе водоснабжение населения и водоотведение в случае, когда исполнение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, своих обязательств невозможно, надлежащим образом не организовано.

Также в нарушение требований закона правоустанавливающие документы на указанный участок канализационной системы не оформлены.

Администрацией Казаковского сельсовета соответствующих мер к подаче заявления о признании данных сетей бесхозяйными не принималось.

Допускаемые нарушения способствуют развитию неблагоприятной среды обитания для проживающих на территории с. Казаково Вачского района граждан, что может привести к вспышкам инфекционных заболеваний.

В связи с этим, бездействие администрации Казакосвкого сельсовета Вачского района по ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения на территории с. Казаково нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Представитель ответчика администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области Иванов П.М. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласен и пояснил, что администрация Казаковского сельсовет предпринимала определенные действия по организации вопроса водоснабжения и водоотведения на территории Казаковского сельсовета, однако ООО «КомСервис-В» заключать договор с администрацией не считает необходимым. Организация стока сточных вод из многоквартирного дома, расположенного в с. Казаково МБДОУ детский сад «Золотой ключик», МБДОУ «Казаковская СОШ» и иных источников в резервуар-накопитель для сточных вод, очистки резервуара-накопителя для сточных вод с. Казково Вачского района по мере наполняемости, возможна только после заключения договора с ООО «КомСервис-В» и постройки резервуара-накопителя. Однако такой возможности в настоящее время не имеется, но имеются другие пути по обеспечению канализационных сетей и их очистке. Он согласен организовать сток сточных вод, по договоренности с обслуживающей организацией.

Представитель ответчика КУМИ Вачского района Чиркова И.М..в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласна и пояснила, что все сети по водоснабжению переданы в распоряжение и собственность поселений. Канализационные сети в настоящее время не имеют собственника и являются бесхозяйными. Однако не считает КУМИ ответчиком по делу и просит в требованиях прокурора в отношении них отказать.

Представители ответчика ООО «КомСервис-В» Синников М.А., Панкова О.В.,в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора об обязанности заключить договор согласны и пояснили, что действительно осуществляют обслуживание канализационных сетей, получают оплату, то есть фактически без договора осуществляют определенную работу.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения пом. прокурора Вачского района Юриной М.А., представителей ответчиков, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии с положениями ст. 10 и ст. 120 Конституции Российской Федерации, а так же с нормами ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, на основе широкой свободы судейского усмотрения, считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Согласно ст. 14 ч. 1 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Согласно ст. 15 ч. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Согласно ст. 8 ч. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.2009 года № 52-ФЗ «Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека».

Согласно ст. 18 ч. 1, ч. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.2009 года № 52-ФЗ: «1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека».

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами».

В соответствии со ст. 6 ч. 1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года № 416-ФЗ: «К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом».

В судебном заседании установлено, что ответчиком администрацией Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области не заключен договор водоснабжения и водоотведения, а также обслуживания наружных канализационных сетей с. Казаково, а также ответчиком не подано заявление о постановке на учет наружных канализационных сетей с. Казаково Вачского района в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В судебное заседание ответчиком также не представлено документов, подтверждающих принятие мер по устранению допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В связи с этим суд находит, что ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области своих полномочий в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В судебном заседании установлено, что КУМИ Вачского района не являются собственниками водопроводных и канализационных сетей и не могут отвечать по требованиям прокурора Вачского района. Полномочия по водоснабжению и водоотведению из поселений в распоряжение Администрации Вачского района не передавались.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области удовлетворить.

Обязать администрацию Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области и ООО «КомСервис-В» заключить договор водоснабжения и водоотведения, а также обслуживания наружных канализационных сетей с. Казаково с в срок до 01 октября 2012 года.

Обязать администрацию Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области организовать сток сточных вод из многоквартирного дома, расположенного в с. Казаково МБДОУ детский сад «Золотой ключик», МБДОУ «Казаковская СОШ» и иных источников.

Признать незаконным бездействие администрации Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области по признанию наружных канализационных сетей с. Казаково Вачского района Нижегородской области бесхозяйными незаконным.

Обязать администрацию Казаковского сельсовета Вачского района Нижегородской области обратиться с заявлением о постановке на учет наружных канализационных сетей с. Казаково Вачского района в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 01 апреля 2013 года.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на наружные канализационные сети с. Казаково Вачского района.

В иске прокурора Вачского района к КУМИ Вачского раойна - отказать.

Срок обжалования решения в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке через Вачский районный суд месяц со дня провозглашения.

Федеральный судья - подпись

Решение вступило в законную силу 10 августа 2012 года

Копия верна: судья                                                                   М.С. Лялина