Решение по иску Прокурора района к администрации Филинского сельсовета о понуждении к соверешнию действий



Дело № 2-386/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Вача                                                                            27сентября 2012 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего федерального судьи Бариновой Н.С.,

с участием зам.прокурора Вачского района Нижегородской области Зуевой Н.А.,

при секретаре Разумковой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации " сельсовета Вачского района Нижегородской области о Признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработки проекта содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории " сельсовета; Обязании разработать проект содержания автомобильных дорог, схему дислокации дорожных знаков и разметки на территории " сельсовета, и утвердить их в установленном порядке; произвести установку необходимого количества дорожных знаков и разметку, согласно дислокации и схеме,

УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации " сельсовета Вачского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработки проекта содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории " сельсовета; обязании разработать проект содержания автомобильных дорог, схему дислокации дорожных знаков и разметки на территории " сельсовета, и утвердить их в установленном порядке; произвести установку необходимого количества дорожных знаков и разметку, согласно дислокации и схеме, указывая на то, что Прокуратурой Вачского района проведена проверка совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Навашинский» по факту осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, ходе которой установлено следующее:

        В соответствии с Российским законодательством, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения относятся к вопросам местного значения и обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог независимо от их покрытия (асфальтовое или грунтовой) при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган, осуществляющий содержание автомобильных дорог, т.е в данном случае на администрацию Филинского сельсовета Вачского муниципального района. Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена(согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ОГИБДД.

Однако, проведенной проверкой было установлено, что администрацией муниципального образования " сельсовета Вачского района проекты содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки в установленном порядке не разработаны и не утверждены, хотя наличие соответствующих проектов содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки необходимо, так как в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения.

Бездействие администрации муниципального образования " сельсовета, выразившееся в отсутствии утвержденных в установленном порядке проектов содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории " сельсовета Вачского муниципального района и представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

Кроме того, отсутствие проектов содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог поселка, находящихся в ведении администрации муниципального образования " сельсовета, необходимыми дорожными знаками.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации администрацией муниципального образования " сельсовета полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения.

Представитель истца- зам. Прокурора Вачского района Зуева Н.А. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении.

       Представитель ответчика - глава администрации " сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области Аверьянов А. Е. в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствии. В заявлении, направленном в адрес суда указывают, что с исковыми требованиями прокурора Вачского района Нижегородской области согласны, просят предоставить срок для выполнения указанных действий до 01.05.2013 года.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения зам. прокурора Вачского района Зуевой Н.А., представителя ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии с положениями ст. 10 и ст. 120 Конституции Российской Федерации, а так же с нормами ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, на основе широкой свободы судейского усмотрения, считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

         В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

        Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 30 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 1Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В соответствии с п. 1 раздела 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160, классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории РФ.

Согласно п. 1 п. 15 данной Классификации, разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 и введенного в действие с 01.07.1994 года.

Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290 и размешенными по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметка автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.

Согласно п. 1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.

       Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава " сельсовета Вачского района Нижегородской области (в редакции решения сельского Совета " сельсовета от 16.02.2012 № 2) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Судом было установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения относятся к вопросам местного значения и обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог независимо от их покрытия (асфальтовое или грунтовой) при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган, осуществляющий содержание автомобильных дорог, т.е в данном случае на администрацию Филинского сельсовета Вачского района.        

       Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории поселения в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ОГИБДД.

В судебном заседании установлено, что ответчиком проекты содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки в установленном порядке не разработаны и не утверждены, хотя указанные вопросы местного значения поселения являются полномочиями администрации " сельсовета.

       В судебном заседании ответчиком не представлено документов, подтверждающих принятие мер по устранению допущенных нарушений.

      В связи с этим, суд находит, что бездействие администрации " сельсовета Вачского района, выразившееся в отсутствии утвержденных в установленном порядке проектов содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории " сельсовета Вачского района и представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах. Кроме того, отсутствие проектов содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог поселка, находящихся в ведении администрации " сельсовета, необходимыми дорожными знаками.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации " сельсовета Вачского района, выразившееся в не разработке проекта содержания автомобильных дорог, схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории " сельсовета.

       Обязать администрацию " сельсовета Вачского района разработать проект содержания автомобильных дорог, схему дислокации дорожных знаков и разметки на территории " сельсовета, и утвердить их в установленном порядке.

Обязать администрацию " сельсовета Вачского района в срок до 01 мая 2013 года произвести установку необходимого количества дорожных знаков и разметку, согласно дислокации и схеме.

        Срок обжалования решения в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке через Вачский районный суд 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме.

                                      Федеральный судья - подпись

Копия верна: судья                                                                           Баринова Н.С.