Решение по иску Прокурора района к сельсовету о понуждении к совершению действий.



Дело № 2-380/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Вача                                                                               01 октября 2012 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего федерального судьи Бариновой Н. С.

с участием зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Зуевой Н.А.,

при секретаре Разумковой Ж. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившегося в не разработке и не утверждении основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования, а так же нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели автомобильных дорог / сельсовета Вачского муниципального района; об обязании администрацию / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования, а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели автомобильных дорог / сельсовета Вачского муниципального районаи утвердить их в установленном порядке.

В судебном заседании зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Зуева Н.А. исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившегося в не разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования, а так же нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели автомобильных дорог / сельсовета Вачского муниципального района; и обязания администрацию / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования, а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели автомобильных дорог / сельсовета Вачского муниципального района не поддержала, мотивируя тем, что основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, а также порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на уровне муниципального образования в настоящее время разработаны.

Посколькуосновные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования, а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели автомобильных дорог / сельсовета Вачского муниципального района разработаны, однако до настоящего времени в установленном порядке не утверждены, просит суд обязать ответчика утвердить их в установленном порядке, предоставив срок для совершения данного действия.

Представитель ответчика администрации / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области Иванов П. М. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время администрацией / сельсовета разработано Положение о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Казаковского сельсовета, вся документация по данному вопросу сдана в прокуратуру Вачкого района на правовую экспертизу.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения зам. прокурора Вачского района Зуевоей Н.А., представителя ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии с положениями ст. 10 и ст. 120 Конституции Российской Федерации, а так же с нормами ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, на основе широкой свободы судейского усмотрения, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

       В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

         В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

       В силу ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

       Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

       В силу ст. 34 Федерального закона от 08.11.20-7 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а так же средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской федерации о концессионных соглашениях.

       Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

        В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.20-7 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

        Так же в соответствии с п. 5 ст. 13Федерального закона от 08.11.20-7 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, относится к полномочиям поселения.

        Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области (в редакции решения сельского Совета / сельсовета от 19.12.2011 г. № 40) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 37 Устава указанные вопросы местного значения поселения являются полномочиями администрации поселения.

        В судебном заседании установлено, что ответчиком - администрацией / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, а также порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, однако не утверждены в установленном порядке.

В связи с этим суд находит, требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в части признания незаконным бездействия администрации / сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившегося в отсутствии утвержденных основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета, а также нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, обоснованными, подлежащими удовлетворению, так как указанное нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории поселения и представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, поскольку провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

При этом суд считает, чтотребования Прокурора Вачского района Нижегородской области в частипризнания незаконным бездействия администрации / сельсовета Вачского района Нижегородской области, выразившегося в не разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета Вачского муниципального района, а так же нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящее время ответчиком разработаны

основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования, а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания для удовлетворения требований в части обязания администрацию / сельсовета Вачского района Нижегородской области разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета,а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации / сельсовета Вачского района Нижегородской области, выразившееся в не утверждении основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета Вачского муниципального района, а так же нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Обязать администрацию / сельсовета Вачского района Нижегородской области в срок до 01 января 2013 года утвердить в установленном порядке основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета,а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В удовлетворении требований в частипризнания незаконным бездействия администрации / сельсовета Вачского района Нижегородской области, выразившегося в не разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета Вачского муниципального района, а так же нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и обязании администрацию / сельсовета Вачского района Нижегородской области разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне / сельсовета,а так же нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт на содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, ОТКАЗАТЬ.

      Срок обжалования решения в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке через Вачский районный суд месяц со дня провозглашения.

                            Федеральный судья - подпись

Копия верна: судья                                                       Н. С. Баринова