Приговор по убийству.



Дело № 1-47/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего - судьи Омельяненко П.И.,

с участием государственного обвинителя Зин Г.В.,

подсудимого Филиппова О.И., защитника Рогацкого Е.Я., представившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен,

при секретаре Семяшкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма

09 июля 2010 года материалы уголовного дела в отношении

ФИЛИППОВА О. И., ... судимости не имеет,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Филиппов О.И. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - при следующих обстоятельствах.

01 января 2010 года в период с 16.00 до 17.30 Филиппов О.И. у себя дома ... после ссоры, произошедшей на почве устоявшихся личных неприязненных отношений, умышленно с целью причинения смерти произвел выстрел в область груди ФИО1 из ружья «....» 12 калибра Номер обезличен, снаряженного патроном с пулей, причинив телесное повреждение в виде огнестрельного ранения грудной клетки с массивным размозжением ткани правого легкого, квалифицирующееся как тяжкий вред здоровью, повлекший смерть пострадавшего.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства подсудимый Филиппов О.И. признал себя виновным в предъявленном обвинении и показал, что 01 января 2010 года в дневное время находился дома и спал после празднования Нового года. Его разбудил ФИО1 - брат жены, который стащил с дивана, выволок в кочегарку, толкнул и таскал по полу, при этом держал в руке электрошокер. Требовал убраться из родительского дома, угрожал применить электрошокер . Он вырвался, прошел направо к туалету, оставив сидящего на пороге слева от себя потерпевшего, взял стоявшее там ружье, возвратился в кочегарку и выстрелил в ФИО1, при этом момент выстрела не помнит из-за сильного волнения. Подсудимый подтвердил показания, данные в ходе предварительного расследования но пояснил, что ранее не конкретизировал свои показания, поскольку не доверял следователю. Не отрицает своей вины, однако считает, что действовал в состоянии аффекта, вызванного неправомерными, издевательскими действиями потерпевшего, длившимися более полугода. Ранее ФИО1 и ФИО3 у которого он (подсудимый), как у частного предпринимателя, работал, неоднократно приходили к нему домой, применяли электрошокер, газовый баллончик; на неоднократные обращения в органы милиции по поводу преступных действий родственников жены принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме показаний подсудимого его вина в предъявленном обвинении подтверждается его показаниями, данными в ходе предварительного расследования, показаниями потерпевшего, свидетелей, материалами дела. В ходе предварительно расследования Филиппов О.И. показал, что по приходу в дом ФИО1 вытащил его с дивана в кочегарку, требовал уйти из дома, угрожая расправой. Там же находился ФИО3 который говорил, что не даст ему жизни, если он не уберется из дома. Затем ФИО1 таскал его по кочегарке, а когда туда пришел ФИО2 - ударил последнего. После этого ФИО1 сел на порог и сказал, что никуда не уйдет, пока он не покинет дом. Решив отомстить ФИО1 и ФИО3 за то, что те выгоняют его из дома, прошел к туалету и взял стоявшее там ружье, при этом знал, что ружье заряжено, так как накануне проверял его. Вернувшись, подошел к ФИО1 направил ружье и выстрелил; дальнейшее не помнит в силу сильного волнения. Причинять смерть ФИО1 не хотел, но решил отмстить за то, что его выгоняют из дома, в душе накипело, поскольку такое случалось неоднократно. Ранее работал у ФИО3 но затем ушел по причине низкой оплаты, в том числе некачественными продуктами питания. ФИО3 стал постоянно провоцировать его на конфликты, не давал жизни.

Из оглашенных в суде показаний потерпевшего ФИО2 - отца пострадавшего - следует, что Филиппов О.И. является его зятем, проживают они в его (потерпевшего) доме. 01 января 2010 года в дом пришли ФИО3 и ФИО1 и провоцировали Филиппова на конфликт. Он видел в руках Филиппова О.И. ружье, но стрелял ли тот из него - не помнит по причине сильного алкогольного опьянения. Ружье принадлежит ему на праве личной собственности и обычно хранилось в сейфе. Филиппова О.И. охарактеризовал положительно, как неконфликтного, работящего; между ним и ФИО3 происходили конфликты по причине того, что последний хотел выгнать его из дома. Своим заявлением, направленным в суд и приобщенным к материалам уголовного дела, потерпевший просил не наказывать подсудимого, поскольку считает инициаторами всех конфликтных ситуаций ФИО1 и ФИО3

Свидетель ФИО3 показал, что рос и воспитывался в доме ФИО2 считает своим отцом. 01 января 2010 года по предложению брата ФИО1 поехал поздравить отца с Новым годом. Он и ФИО1 зашли в кочегарку родительского дома, где в пьяном виде находился ФИО2 который спрашивал, привезли ли водку, приставал к ФИО1 с этим вопросом. Спустя некоторое время в кочегарку из дома зашел брат ФИО4 и зять Филиппов О.И., которому ФИО1 не подал руки по причине неоднократных обращений в милицию. Ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы подсудимый и ФИО1 стали оскорблять друг друга унизительными для такой категории лиц словами. Из жилых помещений вышел ребенок Филипповых, а затем сестра - ФИО5 которая громко кричала и ругалась. ФИО1 вырвал руку от надоевшего просьбами принести бутылку отца, в результате чего пожилой человек упал. Его поднял ФИО4 Затем все успокоились. ФИО1 сел на порог и закурил. Он (свидетель) просил его уйти сейчас же, но потерпевший хотел докурить сигарету. В это время Филиппов О.И. вышел из кочегарки в туалет и вернулся с ружьем, после чего с близкого расстояния, с грубым высказыванием выстрелил в грудь ФИО1 и перевел ружье на него. Он спрятался за отца, дал сигнал ФИО4 который сидел спиной к Филиппову О.И. и не наблюдал за его действиями, на что брат повернулся и с силой вырвал ружье из рук последнего. Пострадавший ФИО1 вышел на улицу, встал у забора и стонал. После доставления в ФАП ФИО1 умер. Свидетель дополнил, что Филиппов О.И., проживая в доме отца, не старался приумножить достаток, не занимался заготовкой дров, в связи с чем он неоднократно приходил в родительский дом и делал ему замечания. В 2009 году, когда пришел к отцу и Филиппов набросился на него, защищаясь, поскольку является инвалидом 1 группы, применил газовый баллончик. Свидетель пояснил, что ... проживает примерно 300 граждан и то обстоятельство, что в защиту Филиппова О.И. с заявлениями в суд обратились около 70 граждан, не свидетельствует о том, что все жители оправдывают действия подсудимого.

Свидетель ФИО4 - брат пострадавшего, показал, что вечером 01 января 2010 года ФИО3 и ФИО1 пришли в дом, где проживает он, ФИО2 и Филиппов О.И. с семьей. В помещении кочегарки между ФИО1 и Филипповым О.И. произошел конфликт: они схватились. Во время разборок ФИО1 толкнул отца, кидался на сестру. После потасовки ФИО1 сидел на пороге, конфликт, как будто затих. Затем Филиппов О.И. вышел в туалет, после чего он услышал за спиной выстрел, а, оглянувшись, увидел зятя с ружьем, из ствола которого шел дым. Ружье он отобрал.

Свидетель показала, что 1 января 2010 года к ним в дом пришли ФИО3 и ФИО1 который стащил с дивана спящего Филиппова О.И., волоком вытащил в кочегарку, где толкнул и муж упал. Она забежала в дом, чтобы взять какой-то предмет и прогнать непрошенных гостей, однако спустя 5 минут услышала выстрел и в кочегарке обнаружила плачущим мужа, который сказал, что стрелял или застрелил ФИО1. Считает, что ФИО1 спровоцировал такие действия, поскольку вместе с ФИО3 постоянно оказывал давление на ее мужа, провоцировал на ссоры из-за того, что не хотел, чтобы он жил в доме ее отца.

Свидетель показала в суде, что со слов ей известно, что ФИО1 вытащил в кочегарку Филиппова О.И., толкнул своего отца. Ранее Филиппов О.И. обращался в органы милиции за защитой своих прав по поводу противоправных действий ФИО1 и ФИО3 однако в их действиях не усматривалось состава преступления.

Согласно показаний свидетеля данных в ходе предварительного расследования и оглашенных в суде, следует, что 1 января 2010 года в 17.30 по телефону ей сообщили о том, что Филиппов О.И. в своем доме выстрелил из охотничьего ружья в ФИО1 После доставления в ФАП ФИО1 умер. В ходе осмотра трупа обнаружена похожая на огнестрельную рана в правой половине грудной клетки.

Свидетель показала, что вечером 01 января 2010 года Филиппов О.И. рассказал, что убил ФИО1 Свидетель охарактеризовала подсудимого положительно и пояснила, что ФИО1 и ФИО3 неоднократно приезжали к Филиппову О.И., провоцировали его на скандалы.

Аналогичные показания, которые оглашены в суде, дал в ходе предварительного расследования свидетель пояснив, что между ФИО1 и Филипповым О.И. существовали личные неприязненные отношения: ФИО1 и ФИО3 высказывали угрозы в адрес Филиппова О.И.

Свидетель показал, что он является частным предпринимателем и Филиппов О.И. работает у него. Вечером 01 января 2010 года Филиппов О.И. рассказал, что убил ФИО1 Свидетель охарактеризовал подсудимого как трудолюбивого, спокойного, не конфликтного человека. ФИО3 и ФИО1 прогоняли из дома Филиппова О.И., травили газом и электрошоком, избивали. Пострадавший работал у ФИО3 который имел на него влияние и был инициатором травли Филиппова О.И. Свидетель - работник Усть-Цилемского ОВД, показал, что неоднократно выезжал ... для разрешения вопроса взаимоотношений семьи ФИО2. ФИО1 и ФИО3 приезжали в родительский дом и устраивали разборки с Филипповым О.И., наносили телесные повреждения, применяли к нему электрошокер.

Свидетель - участковый уполномоченный, показал, что 2 января 2010 года задерживал Филиппова О.И. после совершенного им деяния против ФИО1 Он рассказал суду, что ФИО3 воспитывался в доме ФИО2, приходил туда, как домой, ФИО2 называл отцом. Между ФИО3 , ФИО1 и Филипповым О.И. часто происходили конфликты, скандалы, инициатором которых были Бочкарев и Рогачев, которые требовали, чтобы зять ушел из родительского дома. Он, как участковый, на неоднократные заявления Филипповых собирал проверочные материалы и направлял в ОВД по Усть-Цилемскому району.

Свидетель - участковый уполномоченный Усть-Цилемского ОВД, показал, что в апреле 2009 года выезжал в командировку ... по поводу избиения ФИО3 и ФИО1 Филиппова О.И.

Вина подсудимого Филиппова О.И. подтверждается также: - рапортом оперативного дежурного ОВД по Усть-Цилемскому району о телефонном сообщении фельдшера ФАП ... о том, что Филиппов О.И. застрелил ФИО1; - протоколом явки с повинной, в ходе которой Филиппов О.И. пояснил, что застрелил ФИО1 из желания отомстить за то, что он и ФИО3 портят жизнь ему и его семье; - протоколом осмотра места происшествия - дома ФИО2 согласно которому следует, что у выхода из дома обнаружена дорожка следов вещества бурого цвета, похожего на кровь, что подтверждает показания свидетеля ФИО3 о том, что пострадавший сам вышел из родительского дома и прошел к забору; - протоколом осмотра трупа ФИО1 на котором обнаружено на грудной клетке, на боковой поверхности справа одиночное проникающее ранение; - протоколом выемки, согласно которому изъято орудие убийства - ружье; - протоколами осмотра предметов, постановлением о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств, согласно которых осмотрены и приобщены к делу предметы, изъятые с места происшествия, в ходе осмотра трупа и выемок - ружье двуствольное, из которого совершено убийство ФИО1 одежда пострадавшего со следами разрывов в области груди.

Согласно заключению судебно - медицинской экспертизы следует, что, причиной смерти ФИО1 явилось огнестрельное одиночное сквозное ранение грудной клетки с массивным размозжением ткани правого легкого, осложнившееся кровотечением в правую плевральную полость, которое образовалось от однократного выстрела из огнестрельного гладкоствольного ружья, патрон которого снаряжен одноэлементным снарядом (пуля); по признаку опасности для жизни в момент причинения обнаруженное ранение квалифицируется, как причинившее тяжкий вред здоровью, повлекшее смерть; в момент нанесения данного повреждения ФИО1 был обращен передней поверхностью к дульному срезу огнестрельного оружия, а лицо, наносившее повреждение, находилось перед пострадавшим, не исключается, что в момент нанесения повреждения пострадавший находился в положении сидя, наносивший повреждение - стоя перед ним. Между причиненными телесными повреждениями и смертью пострадавшего имеется прямая причинная связь. Из заключения судебно-баллистической экспертизы следует, что двуствольное ружье является огнестрельным гладкоствольным охотничьим ружьем модели «....», 12 калибра, находится в неисправном состоянии (ввиду износа ударно-спускового механизма и невозможности постановки на боевой взвод бойка ударника нижнего ствола), пригодно для производства выстрела из верхнего ствола. Из ружья невозможно произвести выстрел без нажатия на спусковой крючок. Огнестрельное повреждение на одежде ФИО1 было образовано в результате одного выстрела пулевым снарядом из гладкоствольного огнестрельного оружия с дистанции не менее 1,5 метров.

Согласно заключению стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы следует, что в период времени, относящегося к совершению преступления, Филиппов О.И. не обнаруживал симптомов какого-либо временного расстройства психической деятельности, в том числе и патологического аффекта; в состоянии физиологического аффекта не находился: он мог и в настоящее время может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Выводы судебных экспертиз суд не подвергает сомнению и кладет в основу приговора.

Судом исследованы постановления, согласно которым следует, что по поводу действий ФИО1 и ФИО3 в отношении Филиппова О.И. в возбуждении уголовных дел отказано.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Филиппов О.И. совершил убийство ФИО1 в результате сложившихся личных неприязненных отношений и конфликта, произошедшего накануне убийства, инициатором которого был пострадавший. Анализируя доказательства по делу, суд пришел к выводу, что конфликт уже был исчерпан, прекращен, однако, не смотря на это, испытывая неприязнь к ФИО1 и желая отомстить за ранее происходящие конфликты и нанесенные обиды, Филиппов О.И. взял заряженное ружье и произвел с близкого расстояния прицельный выстрел в жизненно-важный орган - грудь потерпевшего. Локализация огнестрельного ранения указывает на прямой умысел причинения смерти. Суд не находит оснований считать, что подсудимый действовал в состоянии сильного душевного волнения. Его доводы о том, что ФИО1 пришел с электрошокером, угрожал применить его , не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а доводы того, что в ходе предварительного расследования он не давал таких показаний, не доверяя следователю, суд считает надуманными и данными в суде с целью оправдать свои действия. Наличие царапин на теле Филиппова О.И. подтверждает факт потасовки между ним и потерпевшим, но не влекут переквалификации его действий на более мягкую статью.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что они не противоречат друг другу, согласуются между собой и подтверждают вину подсудимого Филиппова О.И. в совершении преступления, которое квалифицируется по ст. 105 ч.1 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

При определении вида и размера наказания, судом учитываются обстоятельства содеянного, личность подсудимого и потерпевшего, тяжесть совершенного деяния.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Филиппова О.И., в соответствии со ст. 63 УК РФ, является совершение преступления с применением оружия. Потерпевший по месту жительства характеризуется в целом положительно, однако отличается вспыльчивым характером.

Филиппов О.И. по месту жительства характеризуется положительно.

Учитывая личность подсудимого Филиппова О.И., положительно характеризующегося по месту жительства, наличие ряда обстоятельств, смягчающих его наказание и раскаяние в содеянном, вместе с тем принимая во внимание обстоятельство, отягчающее наказание, способ совершения им особо тяжкого преступления с использованием орудия убийства - ружья, суд приходит к назначению наказания Филиппову О.И. в виде лишения свободы, поскольку именно такое наказание, по мнению суда, будет отвечать его целям и соответствует принципу справедливости.

Руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ФИЛИППОВА О. И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ и назначить наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Филиппову О.И. оставить прежнюю - содержание под стражей.

Срок наказания исчислять со дня вынесения приговора.

Зачесть в срок отбытия наказания время задержания и содержания под стражей с 02 января по 08 июля 2010 года.

Взыскать с Филиппова О.И. процессуальные издержки в сумме 6892 рубля 49 копеек в доход государства.

Вещественные доказательства - куртку, свитер, рубашку, футболку, стреляные металлические гильзы - уничтожить; ружье «....» 12 калибра Номер обезличен - передать владельцу ФИО2.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Филипповым О.И. - в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы или кассационного представления, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения копии приговора и в тот же срок со дня вручения копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.

Судья П.И.Омельяненко