О незаконных действиях работодателя.



Дело № 2-304/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Михеева Ф.С.

при секретаре Муравьевой Ю.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма

27 июля 2010 г. дело по заявлению Чупровой Т. А. к Муниципальному образовательному учреждению «Цилемская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Трусово» о незаконных действиях работодателя

УСТАНОВИЛ:

Чупрова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному образовательному учреждению «Цилемская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский» о незаконных действиях работодателя, просит обязать ответчиков установить ей оклад не ниже МРОТ, произвести перерасчет заработной платы, включая дни пребывания в трудовом отпуске, больничном, командировках и взыскать недоплату по заработной плате с 01.09.2007 г. по 01.06.2010 г., с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, проиндексировать перерасчет с учетом инфляции. Исковые требования основаны на том, что при установлении должностного оклада учтена стимулирующая надбавка за работу в сельской местности. По действующему законодательству должностной оклад должен быть не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании истица Чупрова Т.А. исковые требования обосновывает низкой заработной платой. При этом признает, что её заработная плата с надбавками превышает минимальный размер заработной платы.

МОУ «Цилемская средняя общеобразовательная школа» представителя в судебное заседание не направила. В письменных отзывах на исковые требования возражает против заявленного иска. Имеется письменное уведомление о месте и времени рассмотрения дела, заявление о рассмотрении дела без участия представителя школы. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ признал возможным дело рассмотреть без участия представителя соответчика.

Представители администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации СП «Трусово» по доверенности Выучейская Е.Г., Чупрова А.П. с иском не согласны. Полагают, что исковые требования истицы основаны на неправильном понимании действующего законодательства. Помимо этого просят применить последствия пропуска срока обращения в суд.

Заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истица Чупрова Т.А. работает в МОУ«Цилемская СОШ» в должности .....

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч.1) и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.(ч.3).Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст.129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Так как срок обращения в суд с иском о взыскании соответствующих выплат с 1 сентября 2007г. по май 2010г. истица пропустила, уважительных причин несвоевременного обращения в суд не указала, о восстановлении пропущенного срока вопрос не ставила, а представители ответчиков заявили ходатайство о применении срока исковой давности, суд проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения в суд.

В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ с 1 сентября 2007г. минимальный размер оплаты труда установлен 2300 руб., а с 1 января 2009г.-4330 руб.

Согласно представленным суду карточкам-справкам Чупровой Т.А. на 2010г. установлен должностной оклад по основной работе 1460 руб. С учетом доплат стимулирующего характера 146 руб., 584 руб., доплаты за увеличенный объем работы 438 руб., заработная плата составляет 2628 рублей. С учетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента заработная плата в мае 2010г. составляет 5518 руб.80 коп. В апреле и марте заработная плата начислялась из оклада 962 руб. Согласно объяснениям сторон в указанные периоды истица находилась в отпуске по уходу за ребенком и работала на условиях неполного рабочего дня.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работниками лишь свыше минимального размера оплаты труда предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.4 ст.133 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст.129 Трудового кодекса исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, её составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009г. № 1160-0-0, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

С учетом изложенного в иске Чупровой Т.А. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Чупровой Т. А. в иске к муниципальному образовательному учреждению «Цилемская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский», к администрации сельского поселения «Трусово» о возложении обязанности установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда, произвести перерасчет начисленной заработной платы за период с 1 сентября 2007г. с уплатой денежной компенсации, индексации произведенного перерасчета заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 6 августа 2010 года.

Судья Ф.С. Михеев