Дело № 2-292/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Тюриной Л.В.
при секретаре Дуркиной Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма
06 августа 2010г. дело по исковому заявлению Чупрова Д. Г. к ГУ РК «Усть-Цилемское лесничество», Правительству Республики Коми, Комитету лесов Республики Коми об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы, взыскании недоначисленных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Чупров Д. Г. обратился в суд с иском к ГУ РК «Усть-Цилемское лесничество» об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы, взыскании недоначисленных сумм с 21 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 91-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 24.06.2008, поскольку при введении в Учреждении с 01.12.2008 новой системы оплаты труда ответчиком не учтен установленный законом минимальный размер оплаты труда и повышающие коэффициенты для исчисления оплаты труда истца.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования.
Представители ответчика в судебном заседании не согласились с требованиями истца. Просят применить срок исковой давности согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Коми от 16 сентября 2008 года № 251 «Об оплате труда работников государственного учреждения лесного хозяйства Республики Коми» с 01 декабря 2008 года утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях Республики Коми; утверждены должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих государственных учреждений лесного хозяйства Республики Коми; размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений лесного хозяйства Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений лесного хозяйства Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений лесного хозяйства Республики Коми.
Пунктом 5 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Согласно трудового договора от 21.09.2009 Чупрову Д.Г. был установлен оклад в размере 4579 рублей.
Кроме того, истцу установлены следующие надбавки: за продолжительность непрерывной работы в размере 10 % в сумме 457,9 руб., за интенсивность и высокие результаты работы в размере 75 % в сумме 3434,25 руб., а также районный коэффициент в размере 30 % в сумме 2541,35 руб.; северная надбавка в размере 80% в сумме 6776,92 руб. Общая сумма начисления составляет 17789,42 руб. Таким образом, размер начисленной истцу заработной платы превышает минимальный размер оплаты труда 4330 рублей.
Оспаривая правильность начисления заработной платы, истец указал на то, что размер должностного оклада не может быть ниже минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат, на которые ответчик обязан начислять повышающие коэффициенты, районный коэффициент, северную надбавку, надбавку за работу во вредных условиях труда, доплату за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, надбавки за стаж непрерывной работы, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполненных работ, премиальные выплаты по итогам работы, оплату за совмещение, расширенные зоны обслуживания, исполнение обязанностей, совместительство, за работу в ночное время и праздничные дни.
Однако, суд находит указанные доводы не основанными на законе и требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного Федеральным Законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции РФ).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Истец в обоснование иска указал, что работодатель обязан был принять в качестве базового оклада (15 разряда) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, к которому необходимо применить повышающий коэффициент для определения оклада истца.
Так, оклад Чупрова Д.Г. должен равняться 14120,13 руб. (4330руб.х 3,261-коэфффициент).
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред.Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред.Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалифицированным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред.Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным Законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред.Федеральных Законов от 30 июня 2006 года №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст.135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного, стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного, стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.
В решении Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 №1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», указано, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и, признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Тем самым при изменении правого регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде.
Ссылка истца на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года, не может быть принята во внимание, поскольку разъяснение на вопрос №3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
Главой 50 Трудового кодекса РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Указом Главы РК от 03.07.1998 № 232 «Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми» для Усть-Цилемского района установлен размер районного коэффициента - 1,3.
Согласно статьи 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлено, что в районах Крайнего Севера размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах равняется 80 процентам заработка.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 24.01.1992 № 46 с 01 апреля 1992 года Усть-Цилемский район был отнесен к районам Крайнего Севера.
Анализ вышеперечисленных правовых норм позволяет сделать вывод, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, доплаты стимулирующего и компенсационного характера выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, суд считает, что нарушений трудовых прав Чупрову Д.Г.при выплате заработной платы в указанный им период ответчиком не допущено. Вследствие чего, в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы истца об обязанности работодателя учесть при установлении окладов, повышающие коэффициенты, не основаны на законе.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.
В частности, согласно п.2 ст. 26.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего закона.
Постановление Правительства Республики Коми от 16 сентября 2008 года № 251 «Об оплате труда работников государственного учреждения лесного хозяйства Республики Коми» принято в пределах полномочий Республики Коми как субъекта Российской федерации.
Данным постановлением утвержден Перечень оснований для повышения должностных окладов, тарифных ставок работников государственного учреждения лесного хозяйства Республики Коми и размеры повышения. Однако повышающих коэффициентов, предусматривающих межразрядную разницу, не установлено, а в силу федерального законодательства на субъект Российской Федерации не может быть возложена обязанность изменять установленную систему оплаты труда.
Кроме того, при рассмотрении настоящего иска, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что фактически о праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, истец должен был узнать после опубликования Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», т.е. 28 июня 2008 года.
Срок, установленный ст. 392 ТК РФ, начинает течь с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 24.06.2008 № 91-ФЗ.
Однако, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истец обратился 09 июня 2010 года.
Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный им для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.
Доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представил, соответственно перерасчет заработной платы возможен был за три месяца, предшествующих дню обращения в суд. Однако, суд не нашел оснований для удовлетворения требования истца по существу, в связи с чем считает необходимым отказать ему в удовлетворении требований к ГУ РК «Усть-Цилемское лесничество», Правительству Республики Коми, Комитету лесов Республики Коми в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чупрову Д. Г. к ГУ РК «Усть-Цилемское лесничество», Правительству Республики Коми, Комитету лесов Республики Коми об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы, взыскании недоначисленных сумм,отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.В.Тюрина
Решение изготовлено на компьютере 12 августа 2010 года