Дело № 2-131/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Михеева Ф.С.
при секретаре Муравьевой Ю.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма
25 апреля 2011г. дело по заявлению Шишеловой Т. С. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» о признании права на предоставление социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
УСТАНОВИЛ:
Решением ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» от 16.03.2011г. Номер обезличен Шишеловой Т.С. отказано в предоставлении социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных, статьей 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» для учителей-пенсионеров в связи с выходом на пенсию не из образовательного учреждения.
Не согласившись с указанным решением, Шишелова Т.С. обратилась в суд с заявлением к ГУ Республики Коми- Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района о признании права на льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг. Свои требования истица обосновывает тем, что имеет педагогический стаж 19 лет 11 мес., выработанный в сельской местности, педагогическую работу прекратила до достижения пенсионного возраста по состоянию здоровья.
В судебном заседании истица в поддержку заявленных требований привела те же доводы. Утверждает, что после увольнения с педагогической работы до выхода на пенсию нигде не работала, проживает в сельской местности. До расторжения трудового договора ей предоставлялись льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги. До 2011г. предоставлялись льготы за счет средств муниципального бюджета.
Директор Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района с исковыми требованиями не согласна. Полагает, что Шишелова Т.С. права на меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогов, вышедших на пенсию не имеет, поскольку непосредственно перед выходом на пенсию не являлась педагогическим работником.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает заявление Шишеловой Т.С. подлежащим удовлетворению.
Из объяснения сторон и материалов дела следует, что Шишелова Т.С., проживающая по настоящее время в сельской местности, имеет стаж педагогической работы в детских дошкольных образовательных учреждениях 19 лет 11 месяцев. В различные периоды с 13.08.1971 г. по 31.03.1996г. работала в детских садах в Усть-Цилемском районе Республики Коми. Уволена по собственному желанию по состоянию здоровья. Согласно записям в трудовой книжке после увольнения с педагогической работы непродолжительное время с 27 апреля по 1 ноября работала в совхозе «...» . Уволена по сокращению штатов. До выхода на пенсию по старости нигде не работала. Приказом директора совхоза от 24.03.2000г. записи о приеме и увольнении признаны недействительными. Бывший работник отдела кадров совхоза показал, что. Шишелова Т.С. в указанный период в совхозе не работала. Приказы о приеме и увольнении не издавались, указанные записи были сделаны, лицом, не имевшим права приема и увольнения.
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено субъекту Российской Федерации.
Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 322-О-П отметил, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
В соответствии с ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, электроснабжение и отопление (теплоснабжение).
Установленные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Согласно статьи 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений в статью 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 22 февраля 2011г. меры социальной поддержки для пенсионеров из числа бывших педагогических работников предоставляются с 1 января 2011 г.
Наряду с указанными нормативно-правовыми актами право педагогических работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203,утвердившего перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Республики Коми от 18.10.2004 № 177 было признано утратившим силу Постановление Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках».
В последующем Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 № 313 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 18.10.2004 № 177 и дополнено словами «за исключением третьей колонки приложения № 2 к Постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников».
В абзаце «д» п.23 третьей колонки приложения № 2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 указано на необходимость распространения на педагогических работников дошкольных учреждений находящихся в сельской местности, действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255, которым закреплено право указанных работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
Учитывая вышеприведенные нормы закона и принимая во внимание, что Шишелова Т.С. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, суд приходит к выводу о том, что Шишелова Т.С., уволилась с педагогической работы по состоянию здоровья и нигде до выхода на пенсию не работала, имеет право на меры социальной поддержки применительно к абз. 2 ч.1(1) ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», и доводы ответчика об обратном являются несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному Указом Главы Республики Коми от 11.08.2009 № 91, Агентство организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки, в том числе, иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки.
Поскольку предметом деятельности Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по Усть-Цилемскому району» является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу должна быть возложена на данного ответчика.
На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования Шишеловой Т.С. к ГУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по Усть-Цилемскому району».
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» предоставлять Шишеловой Т. С. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные ст. 18 Закона Республики Коми №55-РЗ от 12.11.2004г. в редакции от 22.02.2011г. «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с 1 января 2011г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 6 мая 2011 года.
Судья Ф.С.Михеев