Дело № 2-189/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усть-Цилемский районный суд Республики Коми под председательством судьи Михеева Ф.С. при секретаре Муравьевой Ю.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма 27 июня 2011г. дело по заявлению Нечаева Л. В. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» об отмене решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и о признании права на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как за пенсионером, проживающим в сельской местности, вышедшим на пенсию и имеющим стаж педагогической деятельности не менее 10 лет УСТАНОВИЛ: Решением ГУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» Нечаеву Л.В. отказано в предоставлении социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных, статьей 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» для учителей-пенсионеров в связи с выходом на пенсию не из образовательного учреждения. Не согласившись с указанным решением, Нечаев Л.В. обратился в суд с заявлением к ГУ Республики Коми- Центру по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района о признании права на льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг. Свои требования истец обосновывает тем, что имеет педагогический стаж более 24 лет. В судебном заседании истец в поддержку заявленных требований привел те же доводы. Утверждает, что проживает в сельской местности. Стаж выработан в сельской местности. За три месяца до достижения пенсионного возраста вынужден был уволиться с педагогической работы в связи с возникшей необходимостью ухода за больной матерью. На момент выхода на пенсию не работал. Директор Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района с исковыми требованиями не согласна. Полагает, что Нечаев Л.В. права на меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогов, вышедших на пенсию не имеет, поскольку непосредственно перед выходом на пенсию не являлся педагогическим работником, что является одним из четырех условий сохранения права на меры социальной поддержки при выходе на пенсию, предусмотренных ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает заявление Нечаева Л.В. подлежащим удовлетворению. Из объяснения сторон и материалов дела следует, что Нечаев Л.В., проживающий по настоящее время в сельской местности. В различные периоды с 15.08.1970 г. до 26.04.1972 г., с 20.06.1973 г. до 01.09.1975 г., с 21.09.1982г. по 26.02.2001 г., с 27.08.2001г. до 03.04.2002 г. работал в сельской местности . Имеет стаж педагогической работы в образовательных учреждениях до достижения пенсионного возраста свыше 23 лет. Уволен по собственному желанию за три месяца до достижения пенсионного возраста. В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено субъекту Российской Федерации. Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 322-О-П отметил, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. В соответствии с ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, электроснабжение и отопление (теплоснабжение). Установленные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Условие, приведенное представителем ответчика в возражениях на исковые требования, установлено Законом Республики Коми от 29.04.2011г. № 46-РЗ «О внесении изменений в закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и применяется с 1 июля 2011г. Поэтому доводы ответчика являются несостоятельными. Согласно статьи 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений в статью 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 22 февраля 2011г. меры социальной поддержки для пенсионеров из числа бывших педагогических работников предоставляются с 1 января 2011 г. Наряду с указанными нормативно-правовыми актами право педагогических работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203,утвердившего перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги. Постановлением Правительства Республики Коми от 18.10.2004 № 177 было признано утратившим силу Постановление Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках». В последующем Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 № 313 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 18.10.2004 № 177 и дополнено словами «за исключением третьей колонки приложения № 2 к Постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников». В абзаце «д» п.23 третьей колонки приложения № 2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 указано на необходимость распространения на педагогических работников дошкольных учреждений находящихся в сельской местности, действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255, которым закреплено право указанных работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Учитывая вышеприведенные нормы закона и принимая во внимание, что Нечаев Л.В. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, суд приходит к выводу о том, что Нечаев Л.В. уволился с педагогической работы и нигде до выхода на пенсию не работал, имеет право на меры социальной поддержки применительно к абз. 2 ч.1(1) ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», и доводы ответчика об обратном являются несостоятельными. В соответствии с подпунктом 16 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному Указом Главы Республики Коми от 11.08.2009 № 91, Агентство организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки, в том числе, иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки. Поскольку предметом деятельности Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по Усть-Цилемскому району» является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу должна быть возложена на данного ответчика. На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования Нечаева Л.В. к ГУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по Усть-Цилемскому району». Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать Государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» предоставлять Нечаеву Л. В. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные ст. 18 Закона Республики Коми №55-РЗ от 12.11.2004г. в редакции от 22.02.2011г. «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с 1 января 2011г. Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Нечаева Л. В. судебные издержки в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 7 июля 2011 года. Судья Ф.С.Михеев