О признании решения жилищной комиссии незаконным.



Дело № 2- 178/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Михеева Ф.С.

при секретаре Муравьевой Ю.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма

8 июля 2011 г. дело по заявлению Федотовой Т. Н. к администрации МР «Усть-Цилемский» о признании незаконным отказ в постановке на учет для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, обязать поставить на учет для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

УСТАНОВИЛ:

Федотова Т.Н. 16.03.2011г. обратилась в администрацию МР «Усть-Цилемский район» с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории граждан «молодая семья, проживающая в сельской местности, в том числе работающий специалист ». Постановлением главы МР «Усть-Цилемский» от 05.05.2011г. № 05/813 Федотовой Т.Н. было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Федотова Т.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации МР «Усть-Цилемский» о признании незаконным отказ в постановке на учет для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, обязать поставить на учет для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

В судебном заседании истица в обоснование заявленных требований пояснила, что работает директором сельской школы, проживает в сельской местности с мужем в собственной квартире общей площадью 30 кв.м. На данной площади с 24.01.2011г. зарегистрирована и проживает мать мужа ФИО1 на правах члена семьи. Намеренного ухудшения жилищных условий не преследовала. Уровень обеспеченности жилым помещением ниже установленной в районе нормы.

Представитель администрации МР «Усть-Цилемский» по доверенности исковые требования считает необоснованными, поскольку Федотова Т.Н. с целью умышленного ухудшения жилищных условий зарегистрировала в жилое помещение по месту своего проживания мать супруга для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В результате обеспеченность жильем на одного члена семьи оказалась ниже установленного уровня.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истицы, не заявляющих самостоятельных требований, супруг истицы ФИО2 и его мать ФИО1 полагают, что Федотовой Т.Н. незаконно отказано в постановке на учет для получения социальных выплат для улучшения жилищных условий. ФИО1 пояснила, что со своим супругом имеют на праве собственности жилой дом в том же населенном пункте общей площадью 80 кв.м., но семейная жизнь их не сложилась, и она вынуждена была перейти жить к сыну.

Заслушав доводы сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно п.4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение жилья) гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ в редакции от 28.04.2011г. № 336 одним из условий возникновения у гражданина права на получение социальной выплаты является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 28.05.2009г. № 604-0-0 отметил, что положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.

Согласно положению статьи 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Согласно представленным материалам учетного дела ФИО1 зарегистрирована на жилой площади Федотовой Т.Н. и её мужа 24.01.2011г., то есть за полтора месяца до подачи заявления о постановке на учет на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, собрав в указанный период необходимые документы. Это свидетельствует о намерении истицы умышленно ухудшить свои жилищные условия для признания нуждающейся в их улучшении и постановке на учет для получения социальной выплаты на эти цели.

Однако действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Такой нуждаемости у Федотовой Т.Н. в связи с вселением в свою квартиру площадью 30 кв.м. ... мать супруга ФИО1 не возникло. Решением Совета МР «Усть-Цилемский» от 23.06.2009г. учетная норма жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека. Согласно п.5 Типового положения ФИО1 являясь матерью члена семьи истицы, относится к членам семьи применительно к данному Типовому положению. По сведениям Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из похозяйственной книги супруг ФИО1 ФИО3 является правообладателем жилого дома в пст. Синегорье площадью 85 кв.м. Федотова Г.Г. признала, что дом построен после заключения брака. Следовательно, в силу ст. ст. 34, 39 Семейного кодекса РФ указанный жилой дом является их совместной собственностью в равных долях.

Таким образом, после регистрации ФИО1 в жилом помещении истицы в качестве члена семьи обеспеченность каждого из них в жилье не ухудшилась, а наоборот, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности жильем повысился.

Поэтому постановление главы МР «Усть-Цилемский» от 5 мая 2011г. № 05/813 об отказе Федотовой Т.Н. в постановке на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по основанию: ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья следует признать незаконным.

Поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истицы и её членов семьи на день рассмотрения дела превышает учетную норму, оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий суд не усматривает. Поэтому исковые требования о постановке на учет для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление главы МР «Усть-Цилемский» от 5 мая 2011г. № 05/813 об отказе Федотовой Т. Н. в постановке на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по основанию: ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Федотовой Т. Н. в иске к администрации МР «Усть-Цилемский» обязать поставить на учет для получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 25 июля 2011 года.

Судья Ф.С.Михеев

Решение изготовлено на компьютере 13 июля 2011 года