О признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению определенных действий.



Дело № 2-266/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

Под председательством судьи Тюриной Л.В.

При секретаре Ермолиной Г.Ф.,

С участием ст.помощника прокурора Казаченко Е.Н.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма

05 октября 2011г. дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района муниципального образования «Усть-Цилемский» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района муниципального образования «Усть-Цилемский» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению определенных действий.

В обосновании своих требований пояснил, что в ходе проверки соблюдения и исполнения администрацией МР МО «Усть-Цилемский» (далее по тексту МР МО «Усть-Цилемский») требований законодательства об отходах производства и потребления были выявлены нарушения эксплуатации полигона ТБО...

Согласно акту проверки от 24 августа 2011г. на полигоне размещаются жидкие бытовые отходы, которые сливаются в три отстойно-поглотительные котлованы, расположенные на северо-восточной стороне свалки; на свалке размещены отходы 4 и 5 классов опасности; по периметру всей территории полигона не прочищены осушительные траншеи; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка санитарным правилам; в зеленой зоне полигона отсутствуют контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды; складирование отходов производится по всей свалке; траншеи и карты отсутствуют; на территории полигона допускается сжигание ТБО; не производится производственный контроль за состоянием грунтовых вод; наблюдение за состоянием воздушной среды и за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан, негативное воздействие на окружающую среду.

В суд ответчик направил отзыв на исковое заявление, в которых указал, что с требованиями прокурора согласен, администрацией будут разработаны предложения по включению финансовых средств в бюджет 2012 года на приведение объекта размещения отходов - полигон ТБО... в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании прокурор Усть-Цилемского района на требованиях настаивает.

Ответчик представитель МО МР «Усть-Цилемский с требованиями прокурора согласен.

Третье лицо - представитель ООО «Ремстройуслуга» требования прокурора поддержал.

Третье лицо - представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Печоре требования прокурора поддержала.

Третье лицо - представитель Усть-цилемского комитета по охране окружающей среды требования прокурора поддержал.

Выслушав объяснение сторон, мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным требованиям.

Часть 2 статьи 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.2 ст.16 указанного федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе: размещение отходов производства и потребления.

Исходя из положений требований ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст.12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды, и установлены законодательством РФ. При этом запрещается размещение таких отходов вблизи населенных пунктов, в границах водоохранных зон, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно пунктов 1.1 и 1.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, которые являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

Из содержания пунктов 2.1, 2.2, 4.4, 4.6, 5.1, 5.7, 6.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 следует, что полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

Согласно п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 Санитарных Правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР №4690-88 от 05.08.1988, запрещается вывозить отходы на места, не предназначенные для этого; твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), перерабатывающие и сжигательные заводы, жидкие бытовые отходы- на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии с требованиями п.14 ч.1 ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч.2 ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления»; ч.2 с.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, на администрацию МО МР «Усть-Цилемский» возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Наличие не обустроенного объекта размещения отходов производства и потребления - полигона ТБО... влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (лица, постоянно или временно проживающие на территории МО МР «Усть-Цилемский» Республики Коми).

В соответствии со ст.ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ прокурор в данном случае вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми, в части не осуществления полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский».

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми исполнить полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский», а именно:

- в срок до 31 августа 2012 года привести объект размещения отходов производства и потребления - полигон ТБО... в соответствии с требованиями Санитарных правил «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СанПиН 2.1.7.1038-01)» и получить в Территориальном органе Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение на указанный выше полигон ТБО;

- в срок до 31 декабря 2012 года передать объект размещения отходов - полигон ТБО... эксплуатирующей организации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Судья Л.В.Тюрина