О включении периода работы в трудовой стаж.



                                                                                        Дело № 2-311/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Тюриной Л.В.,

при секретаре Ермолиной Г.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма

23 ноября 2011г. дело по заявлению Чупрова П. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Цилемском районе Республики Коми о включении периода работы в трудовой стаж.

УСТАНОВИЛ:

Чупров П.В. просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Цилемском районе РК зачесть в трудовой стаж период работы в КФХ с 21 декабря 1995 г. по 10 ноября 1997 г.

В судебном заседании Чупров П.В. настаивал на удовлетворении заявленного требования, пояснил, что при выходе 12 июля 2007 года на пенсию по старости УПФР по Усть-Цилемскому району не засчитало ему в общий трудовой стаж период работы в КФХ с 21.12.1995 по 10.11.1997, в связи с отсутствием уплаты страховых взносов за указанный период. Продукцию он реализовывал, в налоговую инспекцию предоставлял документы, страховые взносы за себя в Пенсионный фонд не вносил. Общий трудовой стаж составил 23 года 8 месяцев 22 дня. Считает, действия Пенсионного фонда незаконны, пенсия занижена. На неоднократные обращения в Пенсионный фонд получал отказ. Его, как юридически безграмотного работника КФХ, незнающего законов, представители пенсионного фонда не проинформировали на предмет обязательной уплаты страховых взносов.

Представитель Управления по доверенности с иском не согласна, утверждает, что Управление Пенсионного фонда действовало в соответствии с действующим законодательством. Указанный истцом период не был включен в трудовой стаж для перерасчета назначенной пенсии, поскольку он не производил уплату страховых взносов за себя в Пенсионный фонд.

Заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).

Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями, при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона «Об обязательном пенсионном страховании» страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.04.2005 N 164-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и, предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Уплата индивидуальными предпринимателями за себя страховых взносов, гарантирует одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, и не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такие различия не являются произвольными и основываются на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права.

В соответствии с п. 6 ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.90 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего до 2003 г., и п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсобеса от 04.10.91 N 190, время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В трудовой книжке Чупрова П.В. имеется запись о регистрации в КФХ. Указанный истцом период работы не оспаривается представителем ответчика и подтверждается постановлением главы администрации МО «Усть-Цилемский район» ДД.ММ.ГГГГ

Из представленных материалов следует, что Чупров П.В. в период с 21.12.1995 по 10.11.1997 страховые взносы не перечислял.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 4 декабря 2007 г. № 950-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Ланденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указал, что, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в спорном периоде регулировались законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, установлено, что Чупрову П.В. трудовая пенсия по старости назначена 12 июля 2007г., период работы с 21.12.1995 по 10.11.1997 в трудовой и страховой стаж не включен, так как истец в указанный период страховые взносы не уплачивал.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Чупрова П. В. к Управлению Пенсионного фонда России в Усть-Цилемском районе о включении периода работы в трудовой стаж для перерасчета назначенной пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней, по 5 декабря 2011 года

                     Судья                                                                      Л.В.Тюрина

           Решение изготовлено в совещательной комнате 25 ноября 2011г.