Об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.



        Дело № 2-231/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

Под председательством судьи Тюриной Л.В.,

При секретаре Ермолиной Г.Ф.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма

27 сентября 2011г. дело по иску Поздеевой Л. Н. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной защиты, взыскании судебных издержек,

    УСТАНОВИЛ:

Поздеева Л.Н.обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» об обязании ответчика предоставить льготы и возместить расходы, связанные с уплатой коммунальных услуг, взыскать судебные расходы.

В обоснование требований указала, что она работала в образовательных учреждениях и имеет 25 лет стажа. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом «Об образовании» и аналогичного Закона РФ, поскольку нормы данного закона не предусматривают обязательным условием предоставления мер социальной поддержки расторжение трудового договора с образовательным учреждением в связи с выходом на пенсию.

В судебное заседание истица не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть без ее участия, направила заявление, в которых просит изменить исковые требования и признать незаконным решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложить обязанности по предоставлению мер социальной защиты, взыскать судебных издержек.

Представитель истца в судебном заседании на иске настаивает.

Представитель ответчика директор ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» с исковыми требованиями не согласна, указав, что, поскольку истица была уволена в связи с выходом на пенсию из образовательного учреждения, находящегося не в сельской местности, право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеет.

Представитель муниципального бюджетного учреждения «Центр жилищных расчетов, льгот и субсидий» пояснила, что истица до 01 января 2011г. пользовалась мерами социальной поддержки, поскольку имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местности, вышла на пенсию по старости.

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Поздеева Л.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Материалами дела подтверждено, что Поздеева Л.Н. работала : ДД.ММ.ГГГГ ....; ДД.ММ.ГГГГ ....; ДД.ММ.ГГГГ - ....; ДД.ММ.ГГГГ - ..... .... находились в сельской местности Усть-Цилемского района, в рабочем поселке Усинска Республики Коми. Стаж работы истицы составляет более 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ Поздеева Л.Н. уволена в связи с уходом на пенсию, Управлением пенсионного фонда РФ <адрес> назначена трудовая пенсия по старости. С 25 июня 2008г. до 01 января 2011г. истице предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с решением Совета муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» от 06 марта 2007г., как педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ст.12 п.4 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к образовательным, относятся учреждения следующих типов: общеобразовательные…..

В соответствии с абзацем 3 п.5 ст.55 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266 - 1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа(), первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ социальная поддержка населения в Республике Коми предусматривает осуществление системы мер, включающей:

    1) оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающую в себя:

     а) оплату за пользование жилым помещением (плату за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, и оплату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), независимо от вида жилищного фонда (далее - оплата за жилое помещение);

      б) оплату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в домах независимо от вида жилищного фонда (далее - оплата за коммунальные услуги).

      Ст.18 указанного Закона в редакции на 01.01.2011 предусматривала, что педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  1. оплата в размере 100% за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций;
  2. оплата в размере 100% указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда;
  3. оплата в размере 100% указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда;
  4. оплата в размере 100% коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

     Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и, имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

      Законом Республики Коми от 29.04.2011 №46-РЗ «О внесении изменений в закон Республики Коми «О социальной поддержки населения в Республике Коми» постановлено абзац восьмой части 1(1) статьи 18 изложить в следующей редакции: «Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и, имеющих на день назначения пенсии, право на указанные меры социальной поддержки».

       Законом Республики Коми от 22.02.2011 №14-РЗ «О внесении изменений в статью 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержки населения в Республике Коми», предусмотренные меры социальной поддержки для педагогических работников, распространены на работников муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст.2 настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011г.

       Следовательно, с 01 января 2011г. право педагогических работников как государственных, так и муниципальных образовательных учреждений на меры социальной поддержки определяются в соответствии с положениями Закона Республики Коми №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

        В соответствии со ст.20.1 Закона Республики Коми № 55-РЗ «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно правилам, установленным Правительством Республики Коми. и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно правилам, установленным Правительством Республики Коми.

В силу положений ст.21 указанного закона Правительством Республики Коми определяются: а) формы и правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами.

          Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

          Настоящие Правила и формы разработаны в целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, и регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

         В соответствии с указанными Правилами решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным учреждением Республики Коми «Центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение.

         Для получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин или лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в центр по предоставлению государственных услуг по месту жительства соответствующие документы. Центр по предоставлению государственных услуг в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимает решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или об отказе в их предоставлении.

Из представленных материалов следует, что 21 февраля 2011г. истица обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» и представила соответствующий пакет документов для решения вопроса о предоставлении мер социальной защиты как лицу, имеющему не менее 10 лет педагогического стажа и вышедшего на пенсию.

В назначении мер социальной поддержки отказано, поскольку истица вышла на пенсию из образовательного учреждения, расположенного не в сельской местности.      

         Суд не может согласиться с выводами ответчика по следующим основаниям. Как указывалось выше, ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержки населения Республики Коми» (в редакции до 09 мая 2011 года) предусматривала, что указанные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Следовательно, законодательство не связывало возникновение права на меры социальной поддержки с фактом расторжения трудового договора по осуществлению педагогической деятельности после назначения пенсии.     

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.

Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1092 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Как следует из материалов дела, истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местности, вышла на пенсию по старости, после прекращения педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

Таким образом, истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 января 2011 года.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы по оплате государственной пошлины, а также расходы истца по оплате услуг юриста по составлению искового заявления, за представительство в суде, подтверждающие квитанциями к приходно-кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, относятся к судебным расходам истца и подлежат взысканию с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ,

                                      РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» № 429 от 07 апреля 2011 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Поздеевой Л. Н. как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, вышедшему на пенсию и имеющему стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах или поселках городского типа.

Признать право Поздеевой Л. Н. на меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, вышедшему на пенсию и имеющему стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах или поселках городского типа, с 01 января 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Поздеевой Л. Н. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в сумме 2200 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Поздеевой Л. Н. судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины, в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                              Л.В.Тюрина

Решение изготовлено на компьютере 30 сентября 2011 г.