О признании недействительным договор коммерческого найма жилого помещения и выселении.



                 Дело № 2-248/2011г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Тюриной Л.В.

с участием старшего помощника прокурора Казаченко Е.Н.

при секретаре Ермолиной Г.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма

19 октября 2011г. дело по заявлению Габовой О И. к Жириковой Э. Ю. о признании недействительным договор коммерческого найма жилого помещения и выселении,

УСТАНОВИЛ:

Габова О.И. обратилась в суд с заявлением к Жириковой Э.Ю. о расторжении договора коммерческого найма жилого помещения, выселении, взыскании задолженности.

В обоснование своих требований Габова О.И. указала, что с Жириковой Э.Ю. был заключен договор социального найма на период с 01.10.2010 по 01.10.2012 года. Жирикова Э.Ю. на протяжении девяти месяцев не производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, что является невыполнением обязанностей по договору социального найма. На ее предупреждения о внесении платы за услуги ответчик не реагирует, добровольно расторгнуть договор отказалась. Просит расторгнуть договор социального найма от 01.10.2010, выселить ответчика, взыскать задолженность по оплате коммунальных услуг.

В судебном заседании Габова О.И. изменила исковые требования, просит признать договор коммерческого найма жилого помещения недействительным и выселить ответчика из спорного помещения. Пояснила, что квартира <адрес> была выделена ей 11 августа 2008 г. Агентством Республики Коми по управлению имуществом по договору социального найма жилого помещения. Собственником квартиры она не является. 01 октября 2010 г. она с Жириковой Э.Ю. заключила договор коммерческого найма жилого помещения, совместно со своими несовершеннолетними детьми была вселена в квартиру, как знакомая, членами ее семьи они не являются, совместно с ней не проживали и совместного хозяйства не вели, квартира ей нужна для личного проживания и пользования.

Третье лицо - Агентство Республики Коми по управлению имуществом, направило в суд возражения, в котором указало, что договор коммерческого найма между Габовой О.И. и Жириковой Э.Ю. следует считать недействительным, требование Габовой О.И. о выселении Жириковой Э.Ю. поддерживает.

Ответчик Жирикова Э.Ю. с требованиями истца не согласна, просит из квартиры не выселять, договор не расторгать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно п.2 ч.1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ только наниматель вправе сдавать в поднаем жилое помещение в установленном порядке.

В соответствии со ст. 76 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, может быть заключен при условии, если после его заключения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного проживающего составит не менее учетной нормы, а в коммунальной квартире - не менее нормы предоставления.

В п.28 Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» дано разъяснение, что если при вселении лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (ч.1 ст.70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение.

Наймодателем по договору социального найма жилого помещения от 11 августа 2008 г. является Агентство Республики Коми по управлению имуществом, как представитель собственника данного жилого помещения.

Таким образом, в рассматриваемом случае Агентство Республики Коми по управлению имуществом должно было дать согласие на заключение договора поднайма.

Статья 77 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, заключается в письменной форме. Экземпляр договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, передается наймодателю такого жилого помещения. Согласно ч.2 указанной статьи в договоре поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, должны быть указаны граждане, вселяемые совместно с поднанимателем в жилое помещение. Согласно п.4 ст. 77 ЖК РФ пользование по договору поднайма жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, осуществляется в соответствии с договором поднайма жилого помещения, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами. Кроме того, согласно ч.1 ст. 78 ЖК РФ договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, является возмездным.

В нарушении указанных требований закона заключенный между Габовой О.И. и Жириковой Э.Ю.договор является безвозмездным.

В соответствии с ч.3 ст.19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального подразделения - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами-собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками жилых помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Из представленных материалов следует, что 11 августа 2008 года Агентство Республики Коми по управлению имуществом заключило с Габовой (Бобрецовой) О.И. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>; согласно дополнительному соглашению к договору социального найма жилого помещения от 11 августа 2008г. в жилое помещение вселяются совместно с Габовой О.И. члены ее семьи: .....

Жирикова Э.Ю. совместно со своими несовершеннолетними детьми: ...., зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Свидетель пояснила, что она совместно с дочерью и Габовой О.И. вселилась в квартиру <адрес>, по указанному адресу зарегистрирована. Поскольку Габова О.И. решила сдать в поднайм квартиру, она с дочерью выехала и в настоящее время проживает по другому адресу. Письменного согласия на вселение в спорную квартиру она не давала.

В судебном заседании установлено, что в нарушении прямого указания закона, Габова О.И., как сама лично, так и действующая в интересах несовершеннолетней дочери , совершая данную сделку, не получила согласие на передачу в поднаем жилого помещения в установленном порядке от Агентства Республики Коми по управлению имуществом; к членам семьи Габовой О.И. ответчик с несовершеннолетними детьми не относятся, в договор социального найма от 11 августа 2008г. не включены.

Таким образом, вселение ответчика совместно с несовершеннолетними детьми было произведено с нарушением действующего законодательства.

Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, поэтому, требования истца о выселении Жириковой Э.Ю. с несовершеннолетними детьми правомерны, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать недействительным договор коммерческого найма жилого помещения от 01 октября 2010 года, заключенный между Габовой О И. и Жириковой Э. Ю..

Выселить Жирикову Э. Ю. с несовершеннолетними детьми: .... из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 31 октября 2011 года.

Судья                                                                      Л.В.Тюрина

Решение изготовлено в совещательной комнате 21 октября 2011г.