Дело № 2-304/2011 РЕШЕНИЕ Усть-Цилемский районный суд Республики Коми Под председательством судьи Тюриной Л.В., При секретаре Ермолиной Г.Ф. Рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма 24 ноября 2011г. дело по иску Вокуевой А. И. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» о признании незаконным решение, об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной защиты, взыскании судебных издержек, УСТАНОВИЛ: Вокуева А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» об отмене решения об отказе и о признании права на предоставлении мер социальной поддержки. В обоснование требований указала, что она имеет 27 лет стажа. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) и аналогичного Закона субъекта РФ, поскольку нормы данного закона предусматривают обязательным условием предоставления мер социальной поддержки при выходе на пенсию из образовательного учреждения. В судебном заседании истица на своих требованиях настаивает, просит уточнить исковые требования и признать незаконным решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложить обязанности по предоставлению мер социальной защиты, взыскать судебные издержки. Представитель истца в судебном заседании на иске настаивает. Представитель ответчика директор ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» с исковыми требованиями не согласна, поскольку истица была уволена в связи с выходом на пенсию из образовательного учреждения, право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеет. Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Вокуева А.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> Материалами дела подтверждено, что Вокуева А.И. работала : ДД.ММ.ГГГГ ....; ДД.ММ.ГГГГ ....; ДД.ММ.ГГГГ - ....; ДД.ММ.ГГГГ - ....; ДД.ММ.ГГГГ - ....; ДД.ММ.ГГГГ- ....; ДД.ММ.ГГГГ - ....; ДД.ММ.ГГГГ - ..... Все они находились в сельской местности Усть-Цилемского района Республики Коми. Стаж работы истицы составляет более 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ Вокуева А.И. уволена в связи с выходом на пенсию, ДД.ММ.ГГГГ. Управлением пенсионного фонда РФ по Усть-Цилемскому району назначена трудовая пенсия по выслуге лет; ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по возрасту. До 01 января 2011г. истице предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с решением Совета муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» от 06 марта 2007г., как педагогическому работнику муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст.12 п.4 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к образовательным, относятся учреждения следующих типов: общеобразовательные….. В соответствии с абзацем 3 п.5 ст.55 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266 - 1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ социальная поддержка населения в Республике Коми предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающую в себя: а) оплату за пользование жилым помещением (плату за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, и оплату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), независимо от вида жилищного фонда (далее - оплата за жилое помещение); б) оплату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в домах независимо от вида жилищного фонда (далее - оплата за коммунальные услуги). Статья 18 указанного Закона в редакции на 01.01.2011 предусматривала, что педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и, имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Законом Республики Коми от 29.04.2011 №46-РЗ «О внесении изменений в закон Республики Коми «О социальной поддержки населения в Республике Коми» постановлено абзац восьмой части 1(1) статьи 18 изложить в следующей редакции: «Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и, имеющих на день назначения пенсии, право на указанные меры социальной поддержки». Законом Республики Коми от 22.02.2011 №14-РЗ «О внесении изменений в статью 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», предусмотренные меры социальной поддержки для педагогических работников, распространены на работников муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст.2 настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011г. Следовательно, с 01 января 2011г. право педагогических работников как государственных, так и муниципальных образовательных учреждений на меры социальной поддержки определяются в соответствии с положениями Закона Республики Коми №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В соответствии со ст.20.1 Закона Республики Коми № 55-РЗ «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно правилам, установленным Правительством Республики Коми. В силу положений ст.21 указанного закона Правительством Республики Коми определяются формы и правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами. Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Настоящие Правила и формы разработаны в целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, и регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с указанными Правилами решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным учреждением Республики Коми «Центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение. Для получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в центр по предоставлению государственных услуг по месту жительства соответствующие документы. Центр по предоставлению государственных услуг в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимает решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или об отказе в их предоставлении. Из представленных материалов следует, что 19 октября 2011г. истица обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» и представила соответствующий пакет документов для решения вопроса о предоставлении мер социальной защиты как лицу, имеющему не менее 10 лет педагогического стажа и вышедшего на пенсию. В назначении мер социальной поддержки отказано, так как истица вышла на пенсию не из образовательного учреждения, а именно: ДД.ММ.ГГГГ уволилась из образовательного учреждения, а назначена пенсия по выслуге лет ДД.ММ.ГГГГ., т.е. по истечении 8 месяцев, на день выхода на пенсию педагогическим работником не являлась и право на меры социальной поддержки как педагог-пенсионер не имела. Суд не может согласиться с выводами ответчика по следующим основаниям. Как указывалось выше, статья 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения Республики Коми» (в редакции до 09 мая 2011 года) предусматривала, что указанные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Следовательно, законодательство не связывало возникновение права на меры социальной поддержки с фактом расторжения трудового договора по осуществлению педагогической деятельности после назначения пенсии. Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством. Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1092 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». Согласно п.1 Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 28 мая 1985г. №154/12-22 об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» учителя общеобразовательных школ всех типов, перешедшие на пенсию и ранее работавшие в сельской местности, имеют право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением. В соответствии с п.4 указанного Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за учителями общеобразовательных школ всех типов, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом. Согласно п.1.3. Инструктивного письма от 30 июня 1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» работникам просвещения и здравоохранения, имеющим необходимый стаж работы по специальности, пенсия за выслугу лет назначается в любое время после возникновения у них права на пенсию. Никакой срок обращения за пенсией не установлен. На основании анализа приведенных норм суд пришел к выводу о том, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имеют педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имеет значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена. Как следует из материалов дела, истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местности, вышла на пенсию по выслуге лет, после прекращения педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Таким образом, истица вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 января 2011 года. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Расходы по оплате государственной пошлины, а также расходы истца по оплате услуг юриста по составлению искового заявления, за представительство в суде, подтвержденные соглашением об оказании юридической помощи №6 от 15 ноября 2011г., квитанцией № 000021 от 31 октября 2011г. относятся к судебным расходам истца и подлежат взысканию с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу истца. Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» № 3 от 24 октября 2011 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Вокуевой А. И., как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, вышедшему на пенсию и, имеющему стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах или поселках городского типа. Признать право Вокуевой А. И. на меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, вышедшему на пенсию и имеющему стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах или поселках городского типа, с 01 января 2011 года. Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Вокуевой А. И. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в сумме 4500 рублей. Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» в пользу Вокуевой А. И. судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины, в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней по 8 декабря 2011г. Судья Л.В.Тюрина Решение изготовлено в совещательной комнате 28 ноября 2011 г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ