Дело № 2-23/2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усть-Цилемский районный суд Республики Коми под председательством судьи Тюриной Л.В. с участием старшего помощника прокурора Казаченко Е.Н. при секретаре Ермолиной Г.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма 29 февраля 2012 г. дело по иску прокурора Усть-Цилемского района в интересах Карташевой В.К. к администрации МР «Койгородский» о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Цилемского района обратился в суд в интересах Карташевой В.К. Из заявления следует, что Карташева В.К.. после лишения ее родителей родительских прав приобрела статус сироты. В ДД.ММ.ГГГГ. была принята на учет в ГУ «Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства» в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми, затем состояла в очереди на улучшении жилищных условий в Агентстве РК по социальному развитию. В последующем, в связи с изменениями законодательства учетное дело Карташевой В.К. передано в администрацию МО МР «Усть-Цилемский». В настоящее время она стоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО МР «Усть-Цилемский». За ней жилое помещение не закреплялось, в настоящее время жильем не обеспечена, имеет регистрацию в Усть-Цилемском районе, фактически проживает в Койгородском районе. По действующему законодательству имеет право на обеспечение жильем на условиях договора социального найма по установленным нормам. Просит обязать предоставить ей жилье в Усть-Цилемском районе. В судебное заседание, привлеченная к делу в качестве истца Карташева В.К., не явилась, в письменном заявлении настаивает на рассмотрении дела в её отсутствие. Просила привлечь в качестве ответчика администрацию МР «Койгородский» и предоставить ей жилье на территории Койгородского района, в связи с тем, что она проживает в этом районе, собирается выйти замуж и в дальнейшем проживать в районе постоянно. В настоящем судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просит администрацию МР «Койгородский» предоставить Карташевой В.К. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории Койгородского района. Представитель администрации МО МР «Усть-Цилемский» по доверенности ФИО1 с измененными исковыми требованиями согласен. В связи с изложенным определением суда 02.02.2012 в качестве ответчика привлечена администрация МР «Койгородский». Из письменных объяснений МР«Койгородский» следует, что надлежащими ответчиками по делу себя не считают. Просят отказать прокурору Усть-Цилемского района в интересах Карташевой В.К. в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилья во внеочередном порядке. Ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему. Установлено, что Карташева В.К. - ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <данные изъяты>, Усть-Цилемского района, Коми АССР относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма. Сведений о наличии в собственности недвижимого имущества за Карташевой В.К. нет. Оформлена временная регистрация по адресу: <данные изъяты> Сведений о том, что Карташева В.К. в настоящее время обеспечена жилым помещением, суду не представлено. На праве собственности Карташевой В.К. жилье не принадлежит, государством на праве социального найма не предоставлялось. В настоящее время она зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем родственникам сожителя. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным Законом от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. От 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения детей». Согласно ст.8 Закона дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Из статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядкапредоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.10 Закона РК №54-РЗ от 04.07.2006 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фондов Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам льготных категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законои субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Законом Республики Коми №54-РЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ (ст. 1, 10 Закона). Согласно ст.1 Закона РК от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с 01 января 2011г. полномочиями по обеспечению граждан жильем в порядке ч.1 с.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми. Согласно ст. 3 указанного Закона включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися. Данные нормы законов не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его вне очередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как у Карташовой В.К. отсутствует закрепленное за ней жилое помещение, она имеет право на получение жилого помещения по заявленной льготе (сирота), которое подлежит реализации в порядке ст.57 ЖК РФ, ч.1 ст.3 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить, суд учитывает положения ст.10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 №54-РЗ, в которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отдельная квартира на одного человека в размере 33 кв.м общей площади. С учетом данной нормы, а также учитывая, что постоянным местом жительства Карташевой В.К. избран <адрес>, реализация её законных гарантий на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, подлежит исполнению на территории Койгородского района на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.метров. В соответствии со ст.ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ прокурор в данном случае вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут обратиться сами в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты. Карташева В.К. является лицом, оставшимся без попечения родителей, относится к наиболее социально незащищенной категории населения, не обладает специальными правовыми познаниями, что затрудняет её самостоятельное обращение в суд. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального района «Койгородский» предоставить Карташевой В.К. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью 33 кв.м. на территории Койгородского района. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, по 02 апреля 2012 г. Судья Л.В.Тюрина