Решение от 11.08.2010 г. по иску прокурора в инт. Романова С.Н. к адм. об обязан. постановки на уче



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2010 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Калининой О.В.,

с участием помощника Узловского межрайонного прокурора Олениной Е.Г.,

представителя истца Романова С.Н. по доверенности Романовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2 – 588 по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах Романова Сергея Николаевича к администрации МО Узловский район о признании незаконным отказа в постановке на учет и обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

установил:

Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с данным иском указывая, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Узловский район жилищного законодательства РФ и законодательства о ветеранах. В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной зашиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения является обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Подпунктом 3 п. 1 статьи 13 и п.п. 4 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено оказание социальной поддержки ветеранов, включающей получение жилых помещений. Инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов.» и в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади житья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Постановлением администрации Тульской области от 7 августа 2006 г. № 387 утверждено временное Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В ходе проверки установлено, что Романов Сергей Николаевич, является ветераном — участником Великой Отечественной Войны и имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», согласно удостоверению серии № ххх. Романов Сергей Николаевич зарегистрирован и проживает по адресу: ..... Романовым Сергеем Николаевичем на имя главы администрации муниципального образования Узловский район было подано заявление об улучшении жилищных условий. Согласно ответам от ***** и ***** года администрацией муниципального образования Узловский район Романову С.Н. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с непризнанием жилища заявителя непригодным для проживания. Однако в соответствии с заключением от ***** года межведомственной комиссией произведено обследование жилого дома ...., в ходе которого установлено, что указанный жилой дом одноэтажный одноквартирный, имеет 62 % износа. Также дом имеет печное отопление, отсутствует канализация и централизованное водоснабжение согласно справке, выданной администрацией муниципального образования Каменецкое Узловского района. Таким образом, отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным и препятствует реализации конституционных прав на жилище. Жилье - одно из основных благ и потребностей человека. Поэтому решение жилищной проблемы имеет первостепенное значение и для граждан, и для государства. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из данного конституционного принципа вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор, согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого крута лиц. Заявление в защиту прав и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить защиту своих прав. Оказание помощи, в том числе юридической, нетрудоспособным и малоимущим, является одной из важнейших обязанностей государства. Просит суд признать отказ администрации муниципального образования Узловский район в постановке на учет Романова Сергея Николаевича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязать администрацию муниципального образования Узловский район поставить на учет Романова Сергея Николаевича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании помощник прокурора Оленина Е.Г. исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске, пояснив, что не оспаривает заключения межведомственной комиссии о признании дома Романова С.Н. пригодным для проживания, считая их формально законными и обоснованными, при этом указала, что по мнению прокурора, Романов С.Н. заслуживает более достойного жилья. Поэтому считала отказ администрации МО Узловский район в постановке Романова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконным, при этом не указав, какие именно нормы закона были нарушены ответчиком. Также пояснила, что отказ ответчика в постановке Романова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, который прокурор просит признать незаконным, выразился в письмах на имя Романова С.Н. от ***** года и ***** года, а также в фактической не постановке Романова С.Н. на такой учет до настоящего времени.

Представитель истца Романова С.Н. по доверенности Романова В.Н. в судебном заседании просила иск прокурора удовлетворить, указав, что ее свекор Романов С.Н. является ветераном войны, заслуживает более достойных жилищных условий, так как в его доме нет водопровода и канализации, печное отопление. Не согласна с заключениями межведомственной комиссии, которыми дом Романова С.Н. признан пригодным для проживания, но оспаривать эти заключения не желает, поскольку по ее мнению непригодность этого дома для проживания в нем ветерана войны и так очевидна.

Истец Романов С.Н., в интересах которого прокурором подан иск, в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации МО Узловский район в судебное заседание не прибыл, извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка. Уважительных причин неявки не представлено. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель третьего лица администрации МО Каменецкое сельского поселения Узловского района Тульской области в судебное заседание не прибыл, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. По решению полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы, считает, что иск удовлетворению не подлежит, при этом исходит из следующего.

В ходе подготовки дела к судебном разбирательству, а также при разбирательстве гражданского дела по существу судом неоднократно разъяснялось прокурору и представителю по доверенности Романовой В.Н. о возможности дополнения иска требованием об оспаривании заключений межведомственной комиссии по правилам главы 25 ГПК РФ, на основании которых ответчиком принято решение об отказе в постановке Романова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом ни прокурор, подавший иск в интересах Романова С.Н., ни представитель по доверенности Романова В.Н. не пожелали реализовать права, предусмотренные ст.39 ГПК РФ, в том числе право на увеличение размера исковых требований.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из писем заместителя главы администрации МО Узловский район Гаврилова В.И. от ***** г. № ххх и от ***** г. № ххх усматривается отказ администрации МО Узловский район в постановке Романова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Фактический отказ администрации МО Узловский район в постановке Романова С.Н. на таковой учет усматривается также и в том, что до настоящего времени Романов С.Н. на этот учет не поставлен, тем самым факт отказа в постановке Романова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд считает установленным.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности пунктом 3 части 1 этой статьи установлено проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что Романов С.Н. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, что подтверждено соответствующим удостоверением л.д.26).

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов.» и в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади житья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Тульской области от 7 августа 2006 г. № 387 утверждено временное Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Положения вышеуказанных нормативных актов регламентируют порядок и форму обеспечения жильем определенной категории граждан, к которой относится и Романов С.Н., при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года №47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 2.08.2007 №494) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится в том числе признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Постановлением Главы администрации МО Каменецкое №14 от 12.03.2010 года «О созыве межведомственной жилищной комиссии» ...., в целях оценки жилых помещений частного жилищного фонда, расположенного на территории МО Каменецкое, утвержден состав межведомственной жилищной комиссии.

Согласно заключения межведомственной комиссии от ***** года ...., составленного на основании акта обследования от ***** года, дом Романова С.Н. признан пригодным для проживания. При этом двумя членами комиссии выражено особое мнение, согласно которому участник войны достоин более благоустроенного жилья.

Указанное особое мнение членов комиссии по сути носит эмоциональный характер и не опровергает выводы комиссии, не выявившей оснований для признания этого дома непригодным для проживания.

***** года Узловским межрайонным прокурором Главе администрации МО Узловский район внесено представление .... с требованием принятия конкретных мер, направленных на организацию повторного обследования жилища Романова С.Н., поскольку по мнению прокурора, особое мнение двух членов межведомственной комиссии, выраженное в заключении от ***** года о признании помещения пригодным для проживания, ставит под сомнение объективность, полноту проведенного обследования, а также обоснованность сделанных по его результатам выводов.

Во исполнение этого представления ***** года межведомственная комиссия МО Каменецкое произвела повторное обследование дома Романова С.Н., о чем составлен соответствующий акт № ххх

На основании вышеуказанного акта межведомственная комиссия вынесла заключение от ***** года ...., которым дом Романова С.Н. признан пригодным для проживания.

Таким образом при наличии указанных заключений межведомственной комиссии, до настоящего времени не оспоренных, которыми дом Романова С.Н. признан пригодным для проживания, оснований для постановки Романова С.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не имеется.

При этом суд считает доводы прокурора, подавшего иск в интересах Романова С.Н. и представителя по доверенности Романовой В.Н. о том, что жилье не пригодно для проживания по причине отсутствия в нем канализации и водопровода, несостоятельными, поскольку согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 2.08.2007 №494), в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно – и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных, а пунктом 41 указанного Положения также установлено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания в том числе отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно – и двухэтажном жилом доме.

Отсутствие в деревне ...., в котором находится дом Романова С.Н., централизованных инженерных сетей в виде водопровода и канализации подтверждается письмом и.о. заместителя главы администрации МО Узловский район № ххх от ***** года ...., а также выпиской из реестра муниципального имущества МО Узловский район ...., ответом начальника Узловского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ***** года ....

В соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При установленных обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Узловского межрайонного прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.