Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2010 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Крутьковой М.А.,
с участием ответчика администрации МО Узловский район в лице представителей по доверенности Коготкова А.В., Тумма С.Ю. и Ралдугиной Н.М.,
третьего лица ГУ «Управление социальной защиты населения Узловского района» в лице представителя по доверенности Котовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-686 по иску Сонкиной Надежды Павловны к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет и взыскании недополученной пенсии,
у с т а н о в и л :
Сонкина Н.П. обратилась в суд с иском к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании недополученной пенсии, ссылаясь на то, что является пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, устанавливаемую муниципальным служащим в соответствии с законами Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области» и ранее действовавшим № 58-ЗТО от 03 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих области»(утратил силу с 14 августа 2005 года).
Распоряжением Главы МО «г. Узловая и Узловский район» № хххр от ***** года ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии с ***** года за ***** год ***** месяцев муниципальной службы из ежемесячного содержания № ххх рубль, где № ххх рублей № ххх копеек(40%) надбавка за выслугу лет и № ххх рублей(25%) ежемесячная премия.
Согласно п. 14 Приложения к Закону № 58-ЗТО при увеличении в централизованном порядке должностных окладов новый размер денежного содержания для исчисления суммы доплаты к пенсии определяется путем умножения величины денежного содержания, исходя из которого производилась указанная доплата до очередного увеличения должностных окладов, на упомянутый коэффициент.
Постановлением Главы МО «г. Узловая и Узловский район» № ххх от *****г «О перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы» в связи с принятием нового закона Тульской области № 173-ЗТО от 13 января 2000 года был произведён перерасчет денежного содержания, из которого ей установлена доплата к пенсии на коэффициент № ххх и с февраля ***** года утверждено новое денежное содержание в сумме № ххх рубля, в том числе должностной оклад № ххх рублей. При этом надбавка к окладу за выслугу лет была снижена с № ххх%, принятых при установлении доплаты к пенсии до № ххх%(установлено законом № 173-ЗТО). Фактически коэффициент повышения окладов составил № ххх). Закон № 173-ФЗ не предусматривал пересмотр надбавок за выслугу лет бывшим муниципальным служащим, получающим надбавку к государственной пенсии. Считает указанные действия администрации незаконными. Кроме того, распоряжением Главы города и района № хххр от ***** года, действие которого распространялось и на правоотношения, возникшие с ***** года, было утверждено новое денежное содержание с полной расшифровкой, где размер надбавки премии к должностному окладу снижен с № ххх до № ххх%. Решением Узловского горсуда от ***** года установлено, что при определении денежного содержания для назначения доплаты к государственной пенсии все виды выплат, учитываемые для этого в соответствии с Законом № 58-ЗТО, подлежали определению в суммовом выражении, а не в процентном от должностного оклада, как это определяется для работающих муниципальных служащих. Последующее увеличение денежного содержания по должности либо должностных окладов не предусматривает повторный перерасчет денежного содержания, из которого будет исчисляться доплата путем снижения вновь исчисленных составляющих этого содержания. Такое увеличение должно осуществляться либо из нового, в централизованном порядке установленного размера денежного содержания по должности, либо путем умножения установленного коэффициента при первоначальном назначении доплаты к государственной пенсии денежного содержания на коэффициент повышения должностного оклада. Перерасчет в последующем денежного содержания после его первоначального определения для исчисления доплаты к государственной пенсии по частям либо отдельно каждой из его составляющих действовавшим на тот период законодательством не предусматривался. Не предусмотрен такой перерасчет и законом № 610-ЗТО. В перерасчете доплаты к пенсии в добровольном порядке ответчиком отказано. До вступления в действие закона № 610-ЗТО премии учитывались в денежном содержании в размере № ххх их общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению муниципальной службы. Со вступлением 14 августа 2005 года в силу закона Тульской области № 610-ЗТО пенсия должна назначаться по нормам этого закона, в связи с чем ответчик должен был произвести перерасчет её денежного содержания и пенсии за выслугу лет, восстановив размер надбавки премии в размере № ххх% от должностного оклада. Определением Узловского горсуда от ***** года размер надбавки премии ей был восстановлен до № ххх% с ***** года и в последующий период. Суммы недополученной пенсии ей выплачены полностью. В таком перерасчете с ***** года до ***** года ей администрацией отказано.
Просит обязать администрацию МО Узловский район произвести ей с ***** года перерасчет размера денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, по нормам Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» с его последующим увеличением на коэффициент повышения должностных окладов, а с ***** года произвести такой перерасчет по нормам Закона Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области». Обязать администрацию на основании перерасчета денежного содержания произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за указанный период и причитающихся доплат к государственной пенсии. Взыскать с ответчика недополученную пенсию в сумме № ххх рубля за период с ***** года по ***** года.
В ходе рассмотрения дела истица увеличила размер заявленных требований и просила взыскать с ответчика № ххх рубля, ссылаясь на то, что ею не была учтена индексация денежного содержания с ***** года.
От ответчика поступили возражения, в которых администрация МО Узловский район полагает правильным произведённый ею перерасчет, поскольку премия до ***** года в составе денежного содержания для исчисления доплаты к государственной пенсии подлежала учету в размере № ххх общей суммы премий за последние 12 месяцев, предшествующие оставлению лицом муниципальной службы.
От третьего лица ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» поступили возражения по заявленным требованиям о том, что Управлением произведен расчет пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с действующим законодательством на основании распорядительных актов органов местного самоуправления. Определение же размера месячного содержания муниципального служащего, из которого исчисляется размер такой пенсии, осуществляется решением руководителя органа местного самоуправления и в компетенцию Управления не входит.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением № хххр от ***** года Сонкиной Н.П. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за № ххх год № ххх месяцев муниципальной службы в соответствии с Законом Тульской области № 58-ЗТО от 23 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области» и постановлением губернатора Тульской области № 146 от 07 апреля 1998 года «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области» из ежемесячного содержания № ххх рубль.
В указанное месячное содержание были включены должностной оклад в сумме № ххх рубля, надбавка за выслугу лет в сумме № ххх рублей № ххх копеек(40%), надбавка за особые условия работы в сумме № ххх рублей № ххх копеек(40%) и премия в сумме № ххх рублей(25%), что подтверждается справкой главы города и района МО «г. Узловая и Узловский район» от 23 декабря 1999 года.
В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области»(далее Закон № 58-ЗТО) состав денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии государственному служащему, устанавливается в соответствии со статьей 18 Закона области "О государственной службе Тульской области". В соответствии с этой статьёй Закона Тульской области № 51-ЗТО от 29 мая 1997 года денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются на основе законов РФ и Тульской области.
Согласно п. 8 Приложения к Закону № 58-ЗТО(далее Приложение) месячное денежное содержание государственного служащего для исчисления размера доплаты к пенсии определяется по государственной должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты.
Согласно п. 9 этого же Приложения сумма доплаты устанавливается в рублях. При определении размера доплаты сумма до 50 копеек включительно не учитывается, более 50 копеек округляется до 1 рубля.
Как следует из п. 10 Приложения в состав денежного содержания государственного служащего, учитываемого при определении размера доплаты к государственной пенсии, включаются: должностной оклад, надбавки к должностному окладу за классификационный разряд (классный чин, специальные звания), особые условия государственной службы (за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, секретность), выслугу лет и другие, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом премии для исчисления месячного денежного содержания учитываются в размере 1/12 их общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению государственной службы, с применением индексов повышения должностных окладов за период, прошедший после выплаты премии. Премии, носящие единовременный характер, при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются.
Согласно п. 14 Приложения при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности государственного служащего департаментом социальной защиты населения администрации области производится перерасчет размера доплаты, исходя из нового размера денежного содержания по указанной должности, о чем выносится соответствующее распоряжение. При этом в случае увеличения в централизованном порядке должностных окладов с применением единого для всех должностей коэффициента новый размер денежного содержания для исчисления суммы доплаты к пенсии определяется путем умножения величины денежного содержания, исходя из которого производилась указанная доплата до очередного увеличения должностных окладов, на упомянутый коэффициент. Перерасчет доплаты производится с даты изменения денежного содержания.
Анализируя указанные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при определении денежного содержания истице для назначения доплаты к государственной пенсии все виды выплат, учитываемые для этого в соответствии с законом № 58-ЗТО, подлежали определению в суммовом выражении, а не в процентном от должностного оклада, как это определяется для работающих государственных и муниципальных служащих. Последующее увеличение денежного содержания по этой же должности либо должностных окладов не предусматривает повторный пересчет денежного содержания, из которого будет исчисляться доплата к государственной пенсии, путём сложения вновь исчисленных составляющих этого содержания(оклада, надбавок за выслугу лет, особые условия работы, премии). Такое увеличение должно было осуществляться либо, исходя из нового, в централизованном порядке установленного размера денежного содержания по должности, либо путём умножения установленного при первоначальном назначении доплаты к государственной пенсии денежного содержания на коэффициент повышения должностного оклада. Пересчет в последующем денежного содержания после его первоначального определения для исчисления доплаты к государственной пенсии по частям либо отдельно каждой из его составляющих действовавшим на тот период законодательством не предусматривался. Не предусмотрен такой перерасчет и Законом № 610-ЗТО.
В связи с этим распоряжением № хххр от ***** года допущенное нарушение действовавшего законодательства(п. 10 Приложения к Закону № 58-ЗТО) было обоснованно устранено. Данный вывод суда подтверждается и расчетами, из которых видно, что сумма 1/12 премии равна размеру премии, исчисленному в размере № ххх% от должностного оклада на день выхода на пенсию.
Следовательно, учёт премий при определении денежного содержания истице в ***** в сумме № ххх рублей, то есть в размере № ххх% должностного оклада, не соответствовал действовавшему на тот момент законодательству, а, следовательно, и не мог быть сохранён в последующем, а денежное содержание для исчисления доплаты к государственной пенсии истице должно было определяться, исходя из сумм выплат, которые она получала именно на день выхода на пенсию: оклад в сумме № ххх рубля, надбавки за выслугу лет и за особые условия работы по № ххх рублей № ххх копеек и премии в размере № ххх их общей суммы за последние 12 месяцев, что составляет № ххх рублей № ххх копеек, а сам размер денежного содержания должен был составлять № ххх рубль.
По этим же основаниям не подлежал пересмотру и размер денежного содержания истицы в связи с вступлением в силу Закона Тульской области № 173-ЗТО, которым снижен максимальный размер надбавки за выслугу лет до № ххх%.
Пересчету подлежит денежное содержание истицы не по частям, а полностью, с учетом последующих повышений должностных окладов в порядке, предусмотренном п. 14 Приложения к Закону 58-ЗТО, и только в связи с такими повышениями. Такой перерасчет должен быть осуществлён с момента назначения Сонкиной доплаты к государственной пенсии, то есть с ***** года, путём исчисления в соответствии с положениями Закона № 58-ЗТО денежного содержания, из которого должна была быть исчислена такая доплата, и его последующего увеличения на коэффициенты повышения должностных окладов в соответствии с п. 14 Положения.
Согласно постановлению главы МО «г. Узловая и Узловский район» № ххх от ***** года с ***** года подлежала перерасчету ранее установленная ежемесячная доплата к государственной пенсии, исходя из размера месячного денежного содержания по занимаемой ранее должности, определяемого с учетом распоряжения главы города и района № хххр от ***** года, которым с ***** года утверждено новое штатное расписание, согласно которому по должности истицы должностной оклад стал составлять № ххх рублей. Вместе с тем, как видно из материалов пенсионного дела и самого постановления № ххх, указанный там коэффициент повышения денежного содержания не может быть использован, поскольку является коэффициентом повышения денежного содержания, что не предусмотрено законом Тульской области № 58-ЗТО. Само денежное содержание исчислено с изменением размера входящих в него надбавок в сторону уменьшения, что нарушает права истицы(так, надбавка за выслугу лет исчислена в размере № ххх%, а не в размере № ххх% от оклада, как получала истица при назначении пенсии). Следовательно, денежное содержание истицы на ***** года по ***** года должно было составлять № ххх рубля, а размер доплаты к государственной пенсии № ххх рубля, что за 16 месяцев составит № ххх рубля. За этот же период истицей получено пенсии в сумме № ххх рубля, а недополученная пенсия составит № ххх рубля.
С ***** года доплата к пенсии согласно постановлению № ххх от ***** года увеличена в 1,33 раза, в связи с чем до ***** года составит № ххх рубля. Размер доплаты к пенсии за указанный период должен составлять № ххх рубля, а фактически получено Сонкиной № ххх рублей, в связи с чем недоплата составит № ххх рубля.
Следующий перерасчет ежемесячных доплат к государственным пенсиям производился на основании постановления главы МО «г. Узловая и Узловский район» № ххх от ***** года с ***** года с применением коэффициента 1,5(в постановлении ошибочно указано 0,5, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика). Следовательно, размер доплаты Сонкиной Н.П. составил № ххх рубля, а за весь период с ***** года по ***** года – № ххх рубля. Фактически за этот период истицей получено № ххх рублей, а недоплата составила № ххх рубля.
С ***** года на основании распоряжения № хххр от ***** года было утверждено денежное содержание лицам, замещавшим ранее муниципальные должности муниципальной службы и получающим ежемесячную доплату к государственной пенсии. Указанное содержание было установлено Сонкиной Н.П. в размере № ххх рубля, где оклад № ххх рублей, но само содержание определялось вновь путем пересчета входящих в его состав надбавок, исчисленных в размере, меньшем, чем при назначении истице пенсии. Таким образом, денежное содержание должно было составлять № ххх рубля, где оклад № ххх рублей, надбавки за выслугу лет и напряженность по № ххх рублей(40%) и 1/12 суммы премии с учетом индексации, что составляет № ххх. Сумма доплаты должна была составлять № ххх рубля, а за весь период до ***** года- № ххх рубля. Фактически истицей получено № ххх рублей, а недоплата составила № ххх рубля.
Постановлением № ххх от ***** года комитету социальной защиты было поручено с ***** года произвести перерасчет ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в 1,2 раза пенсионерам, в том числе и Сонкиной Н.П.. Таким образом, с ***** года размер доплаты к пенсии- у истицы должен был составлять № ххх рубля, а сумма недоплаты до ***** года составила № ххх(фактически получено)=№ ххх рубля.
С 14 августа 2005 года вступил в силу Закон Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», которым был изменён порядок исчисления пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 7 этого Закона размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским (муниципальным) служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за расчетный период - последние 12 полных месяцев государственной гражданской (муниципальной) службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет. Среднемесячный заработок определяется путем деления суммы начисленного за 12 месяцев денежного содержания на 12. Если в расчетном периоде произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) денежного содержания. Размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской (муниципальной) службы.
В соответствии с этим же законом лицам, которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена до вступления его в силу, пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с этим Законом. Для исчисления размера пенсии за выслугу лет таким лицам органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом в трехмесячный срок производится перерасчет размера ранее установленной ежемесячной доплаты к пенсии по нормам, предусмотренным этим Законом. Перерасчет производится по имеющимся документам. В случае, если сумма пенсии и ранее назначенной доплаты к ней превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающийся по нормам нового Закона, пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с новым Законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.
Как пояснили в судебном заседании представители ответчика и не отрицала истица, такой перерасчет был произведён, размер её пенсии исчислен, исходя из размера № ххх% от денежного содержания, что ниже ранее назначенной доплаты, в связи с чем она получает пенсию в прежнем более высоком размере. Согласно представленному в судебное заседание расчету ответчика денежного содержания истицы по нормам закона № 610-ЗТО государственная пенсия за выслугу лет Сонкиной с ***** года должна была составлять № ххх рубля, с чем согласилась истица, что следует из её расчета. Поскольку это ниже исчисленной доплаты по предыдущему закону, пенсия подлежала выплате истице в размере, установленном ранее действовавшим законодательством, то есть в сумме № ххх рубля.
Последующее повышение денежного содержания лицам, замещавшим ранее муниципальные должности муниципальной службы, производилось с ***** года по постановлению главы администрации МО Узловский район № хххр от ***** года. Данным постановлением было произведено увеличение в централизованном порядке денежного содержания, в связи с чем доводы истицы о необходимости увеличить размер её пенсии за выслугу лет на коэффициент повышения должностных окладов является несостоятельным. Вместе с тем, как следует из указанного постановления, размер премии в составе денежного содержания учтен в размере, меньшем, чем предусмотрено законом № 610-ЗТО. Таким образом, размер денежного содержания Сонкиной Н.П. должен был составлять № ххх рубля, а размер пенсии- № ххх рубля, что также ниже ранее назначенной. Следовательно, за период с ***** года до ***** года размер подлежащей выплате пенсии составляет № ххх рубля, фактически получено истицей № ххх рубля, а сумма недоплаты составит № ххх рубля.
Последующие повышения производились также соответствующими постановлениями № хххр от ***** года с ***** года, с ***** года постановлением № хххр от ***** года, с ***** года по распоряжению № хххр от ***** года в виде увеличения в централизованном порядке денежного содержания, в связи с чем доводы истицы о последующем применении коэффициентов, на которые фактически производилось повышение должностных окладов, является несостоятельным. Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика о том, что законодательством Тульской области в дальнейшем устанавливалось предельное значение окладов по конкретным должностям в централизованном порядке, что предусматривалось в соответствующем бюджете, а при таких обстоятельствах производить увеличение денежного содержания истицы на определённый коэффициент оснований не имелось.
Суд соглашается с размером государственной пенсии, рассчитанной ответчиком с ***** года, и полагает, что сумма этой пенсии выплачена в полном объеме. Общий размер недополученной пенсии за период с ***** года по ***** года, таким образом, составляет № ххх рублей № ххх копеек.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Сонкиной Надежды Павловны к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет и взыскании недополученной пенсии удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО Узловский район произвести Сонкиной Надежде Павловне с ***** года перерасчет размера денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, по нормам Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» с его последующим увеличением на коэффициент повышения должностных окладов, а с ***** года произвести такой перерасчет по нормам Закона Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области».
Обязать администрацию МО Узловский район на основании указанного перерасчета денежного содержания произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за указанный период и причитающихся доплат к государственной пенсии.
Взыскать с администрации МО Узловский район в пользу Сонкиной Надежды Павловны недополученную пенсию за выслугу лет за период с ***** года до ***** года в сумме № ххх копеек.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с администрации МО Узловский район в доход государства госпошлину в сумме № ххх) рублей № ххх копеек.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу.