Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2010 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Крутьковой М.А.,
с участием истца Зыбайло В.Н.,
ответчика администрации МО Узловский район в лице представителей по доверенности Коготкова А.В. и Ралдугиной Н.М.,
и третьего лица ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» в лице представителя по доверенности Котовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-713 по иску Зыбайло Валентины Николаевны к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л :
Зыбайло В.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, ссылаясь на то, что является пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, устанавливаемую муниципальным служащим в соответствии с законами Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области» и ранее действовавшим № 58-ЗТО от 03 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих области»(утратил силу с 14 августа 2005 года).
Распоряжением Главы МО «г. Узловая и Узловский район» № хххр от ***** года ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии из ежемесячного содержания № ххх рубля, где № ххх рубля (18,09%) ежемесячная премия.
Ей в денежном содержании незаконно занижена надбавка премии с 25% до 21,24%, что сделано было на основании письма департамента социальной защиты населения администрации Тульской области № ххх от ***** года, которое нормативно-правовым актом не являлось, носило информационный характер и не имело юридической силы.
Кроме того, с 14 августа 2005 года правоотношения по назначению и выплате пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим в Тульской области регулируются Законом Тульской области № 610-ЗТО, на основании которого лицам, которым доплата к государственной пенсии была начислена до вступления в силу указанного закона, пенсия за выслугу лет должна назначаться по нормам нового закона. В связи с этим ответчик и Управление социальной защиты населения обязаны были в трехмесячный срок произвести соответствующий перерасчет размера ранее установленной доплаты к пенсии по нормам вновь принятого закона. УКСЗН произведен перерасчет процента пенсии от денежного содержания в зависимости от стажа муниципальной службы в сторону уменьшения(с 80 до 75%). Денежное содержание же в части незаконного уменьшения размера надбавки премии к должностному окладу с 25% до 21,24% не пересмотрено. В тоже время муниципальным служащим, оформившим такую пенсию после вступления в силу Закона № 610-ЗТО, сохранено 25% надбавки премии в денежном содержании, несмотря на их болезни, отпуска с охранением заработной платы. Согласно указанному закону надбавка премии может быть уменьшена, если муниципальный служащий в расчетном периоде находился в отпуске без сохранения среднемесячного заработка. Считает занижение надбавки премии в денежном содержании с 25% до 18,09% с ***** года незаконным и просит обязать администрацию МО Узловский район Тульской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с ***** года: восстановить с указанного времени в денежном содержании для исчисления пенсии надбавку премии к должностному окладу в размере 25%, и взыскать с администрации невыплаченную ей пенсию с ***** года по ***** года в сумме № ххх рубля.
В ходе рассмотрения дела истица изменила исковые требования и просила обязать администрацию МО Узловский район произвести перерасчет денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, по нормам Закона Тульской области № 610-ЗТО с 14 августа 2005 года и восстановить с ***** года премию в размере 25%, взыскав с администрации МО Узловский район недополученную сумму пенсии с ***** года по ***** года в размере № ххх рубля.
От ответчика- администрации МО Узловский район(далее Администрация) поступили возражения по заявленным требованиям. Считая иск необоснованным, указывает, что перерасчет размера пенсии осуществляется при повышении в централизованном порядке денежного содержания, при изменении стажа государственной гражданской(муниципальной) службы и размера денежного содержания в случае замещения должностей, предусмотренных п. 1 ст. 10 Закона № 610-ЗТО, или при повышении размера базовой и страховой частей трудовой пенсии. Перерасчет производится органами социальной защиты населения со дня повышения денежного содержания, изменения размера пенсии или с 1го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были представлены документы о стаже или об изменении размера денежного содержания, о чем выносится соответствующее распоряжение. О перерасчете среднемесячного заработка законодательство речь не ведет.
От третьего лица ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» поступили возражения по заявленным требованиям о том, что Управлением социальной защиты произведен перерасчет пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с новым законодательством на основании распорядительных актов органов местного самоуправления. Определение же размера месячного содержания муниципального служащего, из которого исчисляется размер такой пенсии, осуществляется решением руководителя органа местного самоуправления и в компетенцию Управления не входит.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в мотивировочной части искового заявления утверждения о неверной индексации пенсии указаны ошибочно.
Представитель ответчика- администрации Муниципальное образование Узловский район по доверенности Ралдугина Н.М. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что с ***** года истица получала сохранённую пенсию по ранее действовавшему законодательству, а с ***** года пенсия ей выплачивалась по новому законодательству. Полагает, что размер денежного содержания с учетом увеличения надбавки премии не подлежал перерасчету в связи с вступление в силу закона Тульской области № 610-ЗТО. Вместе с тем, указанные истицей в расчете оклады она не оспаривает, поскольку они совпадают с материалами пенсионного дела.
Представитель ответчика- администрации Муниципальное образование Узловский район по доверенности Коготков А.В. исковые требования не признал и поддержал позицию представителя ответчика Ралдугиной Н.М..
Представитель третьего лица ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением № хххр от ***** года Зыбайло В.Н. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за № ххх года № ххх месяцев № ххх дней муниципальной службы категории «В» в соответствии с постановлением губернатора Тульской области № ххх от ***** года «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области» из ежемесячного содержания № ххх рубля № ххх копеекл.д. № ххх).
В указанное месячное содержание были включены должностной оклад в сумме № ххх рубля, надбавка за выслугу лет в сумме № ххх рублей № ххх копеек(30%), надбавка за особые условия в сумме № ххх рублей № ххх копеек (40%) и премия в сумме № ххх рублей № ххх копеек(1/12 премий за 12 месяцев с применением индексов повышения должностных окладов, что по отношению к окладу составит 18,09%), что подтверждается справкой главы города и района МО «г. Узловая и Узловский район» от ***** года.
В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области»(далее Закон № 58-ЗТО) состав денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии государственному служащему, устанавливается в соответствии со статьей 18 Закона области "О государственной службе Тульской области". В соответствии с этой статьёй Закона Тульской области № 51-ЗТО от 29 мая 1997 года денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются на основе законов РФ и Тульской области.
Согласно п. 8 Приложения к Закону № 58-ЗТО(далее Приложение) месячное денежное содержание государственного служащего для исчисления размера доплаты к пенсии определяется по государственной должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты.
Согласно п. 9 этого же Приложения сумма доплаты устанавливается в рублях. При определении размера доплаты сумма до 50 копеек включительно не учитывается, более 50 копеек округляется до 1 рубля.
Как следует из п. 10 Приложения в состав денежного содержания государственного служащего, учитываемого при определении размера доплаты к государственной пенсии, включаются: должностной оклад, надбавки к должностному окладу за классификационный разряд (классный чин, специальные звания), особые условия государственной службы (за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, секретность), выслугу лет и другие, установленные в соответствии с законодательством РФ. При этом премии для исчисления месячного денежного содержания учитываются в размере 1/12 их общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению государственной службы, с применением индексов повышения должностных окладов за период, прошедший после выплаты премии. Премии, носящие единовременный характер, при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются.
Согласно п. 14 Приложения при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности государственного служащего департаментом социальной защиты населения администрации области производится перерасчет размера доплаты, исходя из нового размера денежного содержания по указанной должности, о чем выносится соответствующее распоряжение. При этом в случае увеличения в централизованном порядке должностных окладов с применением единого для всех должностей коэффициента новый размер денежного содержания для исчисления суммы доплаты к пенсии определяется путем умножения величины денежного содержания, исходя из которого производилась указанная доплата до очередного увеличения должностных окладов, на упомянутый коэффициент. Перерасчет доплаты производится с даты изменения денежного содержания.
Анализируя указанные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при определении денежного содержания истице для назначения доплаты к государственной пенсии все виды выплат, учитываемые для этого в соответствии с законом № 58-ЗТО, подлежали определению в суммовом выражении, а не в процентном от должностного оклада, как это определяется для работающих государственных и муниципальных служащих. Последующее увеличение денежного содержания по этой же должности либо должностных окладов не предусматривает повторный пересчет денежного содержания, из которого будет исчисляться доплата к государственной пенсии, путём сложения вновь исчисленных составляющих этого содержания(оклада, надбавок за выслугу лет, особые условия работы, премии). Такое увеличение должно было осуществляться либо, исходя из нового, в централизованном порядке установленного размера денежного содержания по должности, либо путём умножения установленного при первоначальном назначении доплаты к государственной пенсии денежного содержания на коэффициент повышения должностного оклада. Пересчет в последующем денежного содержания после его первоначального определения для исчисления доплаты к государственной пенсии по частям либо отдельно каждой из его составляющих действовавшим на тот период законодательством не предусматривался. Не предусмотрен такой перерасчет и Законом № 610-ЗТО.
В связи с этим денежное содержание истице при назначении доплаты к государственной пенсии исчислено верно.
С 14 августа 2005 года вступил в силу Закон Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», которым был изменён порядок исчисления пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 7 этого Закона размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским (муниципальным) служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за расчетный период - последние 12 полных месяцев государственной гражданской (муниципальной) службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет. Среднемесячный заработок определяется путем деления суммы начисленного за 12 месяцев денежного содержания на 12. Если в расчетном периоде произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) денежного содержания. Размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской (муниципальной) службы.
В соответствии с этим же законом лицам, которым ежемесячная доплата к пенсии была назначена до вступления его в силу, пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с этим Законом. Для исчисления размера пенсии за выслугу лет таким лицам органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом в трехмесячный срок производится перерасчет размера ранее установленной ежемесячной доплаты к пенсии по нормам, предусмотренным этим Законом. Перерасчет производится по имеющимся документам. В случае, если сумма пенсии и ранее назначенной доплаты к ней превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающийся по нормам нового Закона, пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с новым Законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.
Как пояснили в судебном заседании представители ответчика и не отрицала истица, такой перерасчет был произведён, размер её пенсии исчислен, исходя из размера 75% от денежного содержания, что ниже ранее назначенной доплаты, в связи с чем она до ***** года получала пенсию в прежнем более высоком размере.
Вместе с тем, сторонами не оспаривалось, что в случае пересчета денежного содержания истицы по нормам нового законодательства, размер её пенсии будет ниже ранее назначенной лишь до ***** года, в связи с чем пенсия ей должна была выплачиваться в размере, установленном ранее действовавшим законодательством только до этого периода. С ***** года размер пенсии, исчисленный по нормам нового законодательства, будет превышать ранее назначенную пенсию, в связи с чем должен был быть произведён перерасчет получаемой истицей пенсии. Поскольку сам размер пенсии за выслугу лет, установленный в процентном отношении от среднего заработка был своевременно и в соответствии с законом пересчитан УКСЗН, то перерасчету подлежал лишь заработок, из которого должна была исчисляться пенсия, устанавливаемый органом местного самоуправления, где истица замещала должность муниципальной гражданской службы. Это следует из смысла ст.ст. 7,8 Закона Тульской области № 610-ЗТО, устанавливающих, что решение о назначении пенсии принимается органом местного самоуправления, в котором заявитель замещал должность государственной гражданской(муниципальной) службы перед увольнением. Данное решение с приложением справок о стаже и размере среднемесячного заработка заявителя направляется в орган социальной защиты населения.
Доводы администрации МО Узловский район о том, что законом не предусмотрена обязанность администрации пересчитывать заработок истицы, и перерасчет должен был производиться по имеющимся в пенсионном деле документам, являются несостоятельными. Сведения о заработке имеются у самой администрации, а орган социальной защиты был лишён возможности пересчитать денежное содержание, из которого подлежало исчислить размер пенсии за выслугу лет. В связи с этим суд приходит к выводу, что перерасчет пенсии истице был произведён не в полном объёме, что нарушило её права, исходя из общих принципов пенсионного законодательства, его целей и задач по улучшению социального обеспечения пенсионеров. Суд полагает, что в соответствии со ст. 12 Закона № 610-ЗТО не только орган социальной защиты населения, но и администрация МО Узловский район, как уполномоченный на это орган, обязана была предпринять все меры по пересчету лицам, получающим доплату к государственной пенсии, денежного содержания, ведущего к увеличению размера их пенсии по выслуге лет, а, соответственно, по улучшению их социального обеспечения и расчету им пенсии за выслугу лет по нормам нового законодательства.
Таким образом, требования истицы в части перерасчета подлежат удовлетворению в полном объёме.
Вместе с тем, проверяя представленный истцом и ответчиком расчеты размера недополученной пенсии, суд приходит к следующему:
В связи с выплатой истице с ***** года до ***** года пенсии в сохраненном размере, недоплата отсутствует.
Денежное содержание, исчисленное по нормам ранее действовавшего законодательства, с ***** года по ***** года составит № ххх рубля, размер пенсии-№ ххх рубля, тогда как денежное содержание по нормам закона № 610-ЗТО № ххх рублей и размер пенсии- № ххх рубля. Размер недополученной пенсии – (№ ххх рубля.
С ***** года по ***** года денежное содержание по закону № 58-ЗТО составит № ххх рубля, пенсии- № ххх рубля, по нормам закона № 610-ЗТО денежное содержание № ххх, пенсии- № ххх рубля. Размер недополученной пенсии: (№ ххх рубля.
В сентябре денежное содержание составит по закону № 58-ЗТО № ххх рубля, пенсии № ххх рубля, по закону № 610-ЗТО денежное содержание составит № ххх рубля, пенсии- № ххх рубля. Размер недополученной пенсии: № ххх рубля.
С ***** по ***** года денежное содержание по закону № 58-ЗТО составит № ххх рубля, пенсии- № ххх рубля, по закону № 610-ЗТО денежное содержание составит № ххх рубля, пенсии – № ххх рубля. Размер недополученной пенсии: (№ ххх рубля.
Общая сумма недополученной пенсии составит за весь период с ***** года по ***** года № ххх рублей № ххх копеек.
В силу ст. 98 ГПК РФ расходы, понесённые истцом, в связи с рассмотрением данного дела, подлежат взысканию с ответчика пропорционально удовлетворённым требованиям.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Зыбайло Валентины Николаевны к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО Узловский район произвести Зыбайло Валентине Николаевне с ***** года перерасчет размера денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, по нормам Закона Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области».
Взыскать с администрации МО Узловский район в пользу Зыбайло Валентины Николаевны недополученную пенсию за выслугу лет за период с ***** года по ***** года в сумме № ххх копеек.
Взыскать с администрации МО Узловский район госпошлину в доход государства в сумме № ххх) рублей № ххх копеек.
В остальной части иска Зыбайло Валентине Николаевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу.