Реш-ие от8.10.2010г. по иску Коваль А.В. к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая о призн. права на досроч. пенси



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2010 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Валуева А.И.,

при секретаре Чернуха М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-711 по иску Коваль Артура Васильевича к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и признании права на досрочное назначение пенсии по старости как педагогическому работнику,

установил:

Коваль А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области, в котором просил признать незаконным решение ответчика от 15 июля 2010 года №211 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 6 июля 2010 года, а также обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть с 6 июля 2010 года, включив в специальный стаж период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 4 ноября 1984 года по 9 июня 1986 года.

В обоснование иска Коваль А.В., ссылаясь на ст.ст.39,45 и 46 Конституции РФ, Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями), приказ Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах. Службы в Вооруженных силах СССР», разъяснения Министерства труда России от 17 октября 2003 года №4, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указал, что после окончания Тульского педагогического университета имени .... 15 августа 1984 года был принят учителем трудового обучения в среднюю школу .... области. Отработав с 15 августа 1984 года по 3 ноября 1984 года, был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. Отслужив с 4 ноября 1984 года по 9 июня 1986 года, он снова был принят в среднюю школу .... учителем трудового обучения, где работает по настоящее время и уже более 25 лет. 6 июля 2010 года он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Однако, решением комиссии указанного управления №211 от 15 июля 2010 году в назначении пенсии было отказано в связи с не включением в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии. Он считает этот отказ незаконным, так как службе в армии непосредственно предшествовала, а после прохождения этой службы, следовала педагогическая деятельность. Таким образом, на момент обращения к ответчику, с учетом исключаемого периода службы в Советской Армии, его педагогический стаж составлял более 26 лет.

В судебном заседании истец Коваль А.В., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. требование истца не признала и, ссылаясь на письменные возражения ответчика, просила отказать в удовлетворении иска.

В письменных возражениях ответчик указал, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсии осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах. В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 названного Федерального закона, законодатель наделяет Правительство РФ полномочиями по утверждению Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые реализованы в постановлениях правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, от 11 июля 2002 №516. В соответствии с указанными постановлениями, военная служба не является периодом, засчитываемым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Следовательно, ссылка истца на данные Списки в обоснование своих исковых требований не основана на законе. В соответствии со ст.11 вышеназванного Федерального закона от 17 декабря 2001 года период прохождения военной службы засчитывается только в страховой стаж. До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года военная служба и другая приравненная к ней служба также включались только в общий трудовой стаж в соответствии со ст.90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в льготный стаж не засчитывалась, что также подтверждается Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 №1067 (на период работы с 1 ноября 1999 года) и Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (на период работы до 1 ноября 1991 года). Что касается включения периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 №1397, то согласно п.п. «г» п.1 и п. 4 этого постановления, данное право приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Необходимо учесть, что Положение № 1397 в соответствии с ч.3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года. В разъяснении Министерства труда РФ №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28 и 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года №70 имеется норма, регулирующая возможность применения ранее действующего законодательства. Истец, ссылаясь на п.1 ч.1 вышеуказанного Разъяснения, не приводит ч.2 данного пункта, которая утверждает, что «изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего Закона полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на досрочную пенсию. В тех случаях, когда на день отмены Закона гражданин не выработал необходимую продолжительность специального трудового стажа, давшего право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой». Соответственно, те граждане, которые на момент отмены Положения №1397 (то есть на 1 октября 1993 года) не выработали 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением №1397- не приобрели права на включение в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР. Следовательно, истец, у которого на момент отмены Положения №1397 педагогический стаж составлял 7 лет 4 месяца 5 дней, при требуемом для назначения пенсии- 25 лет, то есть менее 2/3 (16 лет 7 месяцев), - не приобрел право на включение периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж. Суммирование же педагогического стажа, выработанного истцом до 1 октября 1993 года и после- для соблюдения данного условия о выработке 2/3 педагогического стажа- не предусмотрено законодательством.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от 15 июля 2010 года №211 Коваль А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в соответствии с пп.19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный трудовой стаж истца ответчиком не включен период службы в рядах Советской армии с 4 ноября 1984 года по 9 июня 1986 года.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Закрепляя в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе- в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах.

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч.2 ст.27 названного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных п.п.19- 21 п.1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с п.9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющего и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Согласно п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

Согласно копии трудовой книжки истец Коваль А.В. с 15 августа 1984 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, занимая различные должности.

Осуществление истцом педагогической деятельности в указанных должностях сторонами не оспаривалось и также подтверждается расчетом истца и сообщением Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о периодах работы Коваль А.В. в учреждении для детей.

Из копии трудовой книжки истца следует, что на основании приказа №190 от 30 октября 1984 года истец уволен с должности учителя трудового обучения средней школы .... области в связи с призывом в ряды Советской Армии.

Копией военного билета подтверждается, что Коваль А.В. проходил службу в Вооруженных Силах РФ по призыву с 4 ноября 1984 года по 9 июня 1986 года включительно.

В период прохождения истцом Коваль А.В. службы в Советской Армии действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», а также Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР», в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии подлежало включение периода службы в Вооруженных Силах СССР, если непосредственно перед службой в армии предшествовала, и непосредственно после службы следовала педагогическая деятельность.

В рассматриваемом случае, данное условие при исчислении специального стажа истца соблюдается, что подтверждено трудовой книжкой, военным билетом Коваль А.В.

Согласно разъяснению Министерства труда России от 17 октября 2003 года №4, если работа протекала в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 (с дополнениями и изменениями).

Данное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам №1 и №2, утвержденным в 1956 году, приравнивать к льготной работе службу в армии.

Должность истца, в которой он работал с 15 августа 1984 года и после службы в Советской Армии- учитель трудового обучения, предусмотрена Списком, утвержденным в 1956 году.

Кроме того, из Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке Конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросом ряда граждан РФ следует, что если гражданин приобрел какие-либо пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.

Указанным Постановлением признана содержащаяся в п.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции РФ.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2004 года №МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П» указывается, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление.

Однако, указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», что вытекает из п.6 и 9 ст.30 названного Федерального закона, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п.6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ (п.9).

При оценке доводов истца суд руководствуется указанием Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) о том, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Период службы Коваль А.В. в рядах Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, с учетом пояснений истца, а также того, что, по смыслу положений ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) пенсия на льготных основаниях назначается именно в связи с особым характером деятельности лица, которое в соответствии с Конституцией РФ не может быть ущемлено в своих пенсионных правах по причине изменения законодательства и придания обратной силы закона, изменившего условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, суд приходит к выводу, что исковые требования Коваль А.В. о включении в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Советской Армии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения с заявлением в территориальный пенсионный орган, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с абз.1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащегося и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ)- один день военной службы за два дня работы.

В соответствии с положением ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии 6 июля 2010 года, что подтверждается сообщением Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области, а также не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что именно с 6 июля 2010 года должна быть назначена трудовая пенсия Коваль А.В., при этом учитывает, что на 6 июля 2010 года у истца имелся необходимый двадцатипятилетний стаж педагогической работы.

С учетом всего вышеизложенного, суд находит доводы ответчика и его представителя, несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Коваль Артура Васильевича удовлетворить в полном объеме:

-признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области №211 от 15 июля 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 6 июля 2010 года;

-обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области включить в специальный стаж Коваль Артура Васильевича период службы в рядах Советской Армии с 4 ноября 1984 года по 9 июня 1986 года включительно;

-признать за Коваль Артуром Васильевичем право на досрочную пенсию по старости с 6 июля 2010 года как педагогическому работнику и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе назначить Коваль Артуру Васильевичу трудовую пенсию по старости с 6 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2010 года.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.