Решение от 28.10.2010 г. по иску прокурора к МОУ СОШ 10 об обяз. прин. меры по рег. права



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием прокурора Старцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-810 по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10 (МОУ СОШ № 10) об обязании принять меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом,

у с т а н о в и л:

Узловский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указывая, что Узловским межрайонным прокурором проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в образовательных учреждениях Узловского района, в ходе которой установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 10 (МОУ СОШ № 10) допущены нарушения указанного законодательства.

Просит суд обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 10 принять меры по регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ответчику администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области на праве оперативного управления.

В судебном заседании прокурор Старцева Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в тексте искового заявления. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика МОУ СОШ № 10 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Исковые требования признают.

Представитель третьего лица администрации МО Узловский район в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен должным образом, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица комитета образования администрации МО Узловский район в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен должным образом. В суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Суд, выслушав прокурора, изучив мнение ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом исходит из следующего.

Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10, МОУ СОШ № 10 является муниципальным образовательным учреждением, имеющим государственную лицензию и свидетельство о государственной регистрации.

Учредителем МОУ СОШ № 10 является Комитет образования администрации муниципального образования Узловский район.

МОУ СОШ № 10 имеет в оперативном управлении обособленное имущество.

В своей деятельности МОУ СОШ № 10 руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», действующим законодательством Российской Федерации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у данного учебного заведения с момента выдачи ей лицензии, а право на выдачу выпускникам государственного документа о соответствующем уровне образования и пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента ее государственной аккредитации.

МОУ СОШ № 10 проходит аттестацию и государственную аккредитацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и действующим законодательством.

Администрация муниципального образования Узловский район является собственником недвижимого имущества, закрепленного за МОУ СОШ № 10 на праве оперативного управления на основании соответствующего договора.

Ответчик владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, действующим законодательством РФ. Средства, полученные в качестве арендной платы, используются на обеспечение образовательного процесса.

Согласно договору о закреплении имущества на праве оперативного управления за муниципальным образовательным учреждением Комитетом по управлению имущества г. Узловая и Узловского района от имени собственника имущества - муниципального образования Узловский район - ответчику передано на праве оперативного управления для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом недвижимое имущество - здание школы.

В соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса РФ право оперативного управления недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Согласно статье 2 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1009 г. «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Согласно статье 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании в соответствии с лицензией.

В соответствии со статьей 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» порядок лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений устанавливается федеральными органами государственной власти в сфере образования.

В соответствии со п.п. 6, 7, 14 статьи 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Выдавший лицензию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, в случае выявления нарушений условий лицензирования вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» утверждено соответствующее положение, пунктом 8 «б» которого, установлено, что одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям.

При этом пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности установлено, что осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных, в том числе, подпунктом «б», пункта 8 данного Положения.

Кроме этого, пунктом 10 «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности установлено, что для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» утверждено соответствующее Положение, в соответствии с пунктом 10 «б» которого аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, если заявление о проведении государственной аккредитации представлено образовательным учреждением при отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Кроме этого, согласно пункту 29 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций аккредитационный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации может приостановить действие выданного им свидетельства образовательному учреждению полностью или по отдельным образовательным программам либо лишить образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

Согласно статье 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Однако в нарушение указанных выше требований действующего законодательства ответчиком не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органах по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом. Неисполнение ответчиком требований законодательства о регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работающих в данном образовательном учреждении, так как в соответствии с приведенными выше нормами закона при отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, лицензирующий орган вправе отказать в выдаче лицензии, либо аннулировать лицензию, что влечет за собой не только приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации данного образовательного учреждения, либо лишение образовательного учреждения государственной аккредитации и невозможность получения выпускниками школы государственного документа о соответствующем уровне образования, но и прекращение деятельности образовательного учреждения в целом.

Обоснованность исковых требований подтверждается: сообщением комитета образования администрации МО Узловский район, согласно которому договоры о закреплении имущества на праве оперативного управления за образовательным учреждением не зарегистрированы, поэтому свидетельств о праве оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся во владении и пользовании образовательного учреждения не имеется; сведениями о недвижимом имуществе правообладателем которого является образовательное учреждение; договором и дополнительным соглашением, согласно которым комитетом по управлению имуществом администрации МО «г. Узловая и Узловский район» за образовательным учреждением закреплено право оперативного управления спорным недвижимым имуществом; уведомлением Управления Росреестра по Тульской области об отсутствии в ЕГРП сведений о правах образовательного учреждения на спорное недвижимое имущество.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Узловского межрайонного прокурора в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.191-194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 10 принять меры по регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 10 администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области на праве оперативного управления.

Взыскать с МОУ СОШ № 10 госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Тульский областной суд в течение 10 дней путем ее подачи в Узловский городской суд Тульской области.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.