РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2010 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Валуева А.И.
при секретаре Чернуха М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-829 по иску Жаровой Натальи Викторовны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании незаконными отказов назначить пенсию и о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости,
установил:
Жарова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области, в котором просила признать решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № и решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконными.
Кроме этого, истец просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец Жарова Н.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ по почте обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением и пакетом документов для назначения трудовой пенсии по старости. Решением комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № и решением начальника этого управления от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в виду отсутствия требуемого пенсионного возраста. Однако, она полагает, что факт ее проживания в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом дает ей право на снижение пенсионного возраста на пять лет. В п.1 своего Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд РФ определил, что положения ст.ст.33 и 34 во взаимосвязи с п. 7 и 8 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения- независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. В связи с этим, считает отказы территориального пенсионного органа в назначении трудовой пенсии незаконными.
В судебном заседании истец Жарова Н.В., ссылаясь на доводы искового заявления, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель истца по доверенности Чепурина Л.Н. поддержала исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. иск не признала и указала, что в соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительные величины, каждая из которых определяется самостоятельно независимо от другой и в соответствии с условиями, предусмотренными указанным Законом. Суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установленным ст.ст.32-35 вышеназванного Закона не предусмотрено. Также представитель ответчика просила учесть, что ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан днем обращения за назначением пенсии, так как в этот день Жаровой Н.В. не были полностью представлены необходимые документы.
Суд, выслушав стороны, обозрив материалы дела, приходит к выводу о полном удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Согласно свидетельству о заключении брака добрачная фамилия Жаровой- Рашавец.
Как следует из справки Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Жарова (Рашавец) Наталья Викторовна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жарова (Рашавец) Наталья Викторовна состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>.
Этот факт подтверждается справкой Администрации МО рабочий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справок ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жарова (Рашавец) Наталья Викторовна состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>-а, <адрес>, а с 19 марта и по настоящее время по адресу: <адрес>.
На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (п.8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166- ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями).
Ст.ст. 33 и 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст.32-35 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями), установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года №237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Данным перечнем территория поселка <адрес> была отнесена к зоне с правом на отселение, а территория села <адрес>- к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В последующем с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № территория поселка <адрес> была отнесена к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Из материалов дела следует, что истец Жарова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в селе <адрес>, то есть в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жарова Н.В. проживала на поселке <адрес>, то есть в зоне проживания с правом на отселение.
Таким образом, всего истец имеет 10 лет 10 месяцев 26 дней проживания в зоне проживания с правом на отселение.
Следовательно, в силу положений п.7 ст.13, ст.ст.33,35 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть, всего на 3 года.
В период с 1 февраля 1998 года по день вынесения решения суда- 22 ноября 2010 года Жарова Н.В. проживала в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Таким образом, всего истец имеет 13 лет 7 месяцев 16 дней проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом.
Следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) Жарова Н.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года №403-О, положения ст.ст. 33, 34 во взаимосвязи с п.7 и 8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) и п.2 ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на 22 ноября 2010 года общая величина составила шесть лет.
Согласно положений ст.ст. 33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) Жарова Н.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
На основании п.1 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При этом, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, а если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. (п.2 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (с последующими изменениями и дополнениями).
Факт первоначального обращения Жаровой Н.В. с заявлением о назначении пенсии именно 8 июля 2010 года подтверждается и уведомлением о вручении заказного письма сотруднику территориального пенсионного органа.
На почтовом штемпеле почтового предприятия по месту отправления данного заявления указана дата 8 июля 2010 года.
Этот факт представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, но обращал внимание суда на то, что в этот день Жаровой Н.В. не был полностью представлен пакет документов, необходимых для назначения пенсии.
Между тем, 31 августа 2010 года Жарова Н.В., обратившись повторно в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, представила все необходимые для этого документы.
Этот факт не отрицал представитель ответчика.
Согласно п.3 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (с последующими изменениями и дополнениями), в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает правомерным считать 8 июля 2010 года днем обращения истца за назначением пенсии.
Достижение истцом ко дню обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии возраста пятидесяти лет, подтверждается паспортом, согласно которому Жарова Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец Жарова Н.В., достигшая к ДД.ММ.ГГГГ возраста пятидесяти одного года, имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с уменьшением пенсионного возраста на пять лет.
Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию либо работе на загрязненной территории, не состоятельны по следующим основаниям.
Как следует из положений Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) основанием для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии гражданам, подвергшимся воздействию радиации, является именно статус зоны, а не факт работы или проживания.
Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ч.2 ст.39).
Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст.3 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») (с последующими изменениями и дополнениями), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию.
Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
При таких обстоятельствах, суд признает за Жаровой Н.В. с 8 июля 2010 года право на досрочную трудовую пенсию по старости.
На основании всего изложенного, заявленные Жаровой Н.В. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
Расходы в размере 200 рублей, понесенные истцом в связи с уплатой при подаче искового заявления государственной пошлины в размере 200 рублей, подтверждаются квитанцией.
В связи с этим, с учетом положений ч.1 ст.98 ГПК РФ и п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Жаровой Натальи Викторовны удовлетворить полностью:
-признать решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Жаровой Наталье Викторовне досрочной трудовой пенсии по старости незаконными;
-обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и <адрес> назначить Жаровой Наталье Викторовне досрочную трудовую пенсию по старости с 8 июля 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и <адрес> в пользу Жаровой Натальи Викторовны в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2010 года.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу