Решение от 10.12.2010г. по иску Шарафудиновой Ю.В. к ГУ ТО УСЗН Узловского района о признании права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации и взыскании недоплаченных сумм пособия



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2010 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шатохиной О.Л.,

при секретаре Бабичевой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-867 по иску Шарафудиновой Юлии Владимировны к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации и взыскании недоплаченных сумм пособия,

у с т а н о в и л:

Шарафудинова Ю.В. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что *** была принята на работу в <данные изъяты> продавцом-кассиром продовольственного магазина. С *** по *** ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, дочерью, ФИО1, *** года рождения. ***, то есть в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, истец была уволена в связи с ликвидацией предприятия на основании п.1 ст.81 ТК РФ. *** истец обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» Тульской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации. С *** истцу было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты> рублей. В дальнейшем ответчиком было принято решение производить выплату назначенного пособия по уходу за ребенком в минимальном размере - <данные изъяты> рублей. В соответствии с положениями пункта 44 постановления Правительства РФ от 30.12.2006 года № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам женщинам, указанным в абзаце 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзацах 3 и 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством РФ. Доход истца за период с *** по *** составляет <данные изъяты> рублей, а размер среднего дневного заработка составляет <данные изъяты> рублей. Таким образом, размер ее среднемесячного заработка <данные изъяты> рублей, соответственно 40% ее среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком составляет <данные изъяты> рублей. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзацах 3 и 5 части 1 ст. 13 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не может превышать за полный календарный месяц <данные изъяты> рублей. Считает, что имеет право на получение пособия по уходу за ребенком в размере <данные изъяты> рублей. Проживает в зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, на основании п.1 ст.19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем, считает, что имеет право на получение пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации в двойном размере. Таким образом, размер получаемого ею ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации должен составлять <данные изъяты> рублей. С *** по *** истец недополучила ежемесячное пособие в сумме <данные изъяты> рублей.

Просит суд:

- признать за ней право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1 в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты> рублей с ***;

- взыскать с ответчика в ее пользу недоплату суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации за период с *** по *** в размере <данные изъяты> рублей.

Уточнила свои требования, ссылаясь на то, что в соответствии с приказом № от *** отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен с ***, в связи с чем, расчет ею произведен с *** по ***. Размер ее дохода составляет <данные изъяты> рублей, количество учтенных дней – <данные изъяты>, средний дневной заработок <данные изъяты> рублей. Размер пособия составляет <данные изъяты> рублей, из которых 30,4 – среднее количество дней в одном месяце в соответствии Постановлением Правительства РФ, где 30,4 равно числу календарных дней в году – 365, деленному на число месяцев в году – 12; 40% - коэффициент в соответствии с абзацем 3 статьи 15 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Таким образом, размер получаемого ею ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации должен составлять <данные изъяты> рублей.

Просит суд:

- признать за ней право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1 в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты> рублей с ***, а также производить ей выплату указанной суммы пособия до ***;

- обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» произвести перерасчет недополученных ею сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации за период с *** по *** из расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании истец Шарафудинова Ю.В. поддержала свои исковые требования и просила их суд удовлетворить.

Представитель истца Шарафудиновой Ю.В. по доверенности Лукашин А.Ю. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал и просил их суд удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.М. в судебном заседании не возражала против уточненных требований истца Шарафудиновой Ю.В. Пояснила, что сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации была уменьшена истцу в связи с тем, что ею были представленны противоречивые и не должным образом заверенные справки о размере ее дохода в <данные изъяты> После того, как истцом представлена надлежащим образом рассчитанная и оформленная справка, заверенная должным образом, у ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» не имеется оснований для отказа в выплате истцу пособия именно в том размере, на который она претендует. Размер заработной платы истца согласуется с размером ее же заработной платы, представленной из налогового органа в справке по форме 2-НДФЛ.

Представитель третьего лица ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности Москалева Е.Е. в судебном заседании пояснила, что Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» регламентирует порядок выплаты государственных пособий в связи с материнством. В соответствии с абзацем 5 статьи 13 данного закона, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации. Согласно абзацу 4 статьи 15 данного закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В соответствии с п.п. «в» п. 1 Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 года № 1100, определен порядок исчисления среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком матери либо отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций. Согласно п. 2 Положения средний заработок лиц, уволенных в связи с ликвидацией организаций, при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не исчисляется. При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций после увольнения, учитывается размер пособия, выплачиваемого им по последнему месту работы. В соответствии с п.10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101, расходы по государственному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2005 года № 439 «О Правилах выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячно пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора (трех) лет выплачивается в двойном размере гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно ст.12 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователи-работодатели обязаны вести учет начислений страховых взносов, выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам (работающим) при наступлении страхового случая (в данном случае отпуск по уходу за ребенком) и представлять страховщику (региональному отделению) в установленные сроки отчетность по установленной форме, то есть расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (отчет формы 4-ФСС РФ). В отчете формы 4-ФСС РФ отражаются производственные расходы в количественном и суммовом выражении, без конкретизации фамилии, имени, отчества работника. На основании ст.67 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временный управляющий проводит анализ финансового состояния должника, конкурсный управляющий согласно п.1 ст.129 Закона № 127-ФЗ осуществляет полномочия руководителя должника. <данные изъяты> по выписке из Единого государственного реестра юридического лица находится в стадии ликвидации. Конкурсный управляющий ФИО7 <данные изъяты> в расчетной ведомости за 1 полугодие 2009 года никаких расходов не отразило. На основании изложенного и в соответствии с Положение № ответственность за предоставление расчета среднего заработка и исчисление ежемесячного пособия по уходу за ребенком лежит на конкурсном управляющем <данные изъяты> - ФИО7

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, при этом, руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», исчисление среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам женщинам, указанным в абзаце четвертом статьи 6 настоящего Федерального закона, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

- матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

- матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

- матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Согласно ст.15 Федерального закона РФ, «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

На основании п.1 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 7 ч.1 ст.18 данного Закона, им предоставляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 года № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения (далее - расчетный период).

Согласно п. 8 указанного Постановления, при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются следующие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы:

а) период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением случая, указанного в пункте 13 настоящего Положения);

б) период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

в) период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

е) другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10 указанного Постановления, в случае, если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 12.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

В судебном заседании установлено, что истец Шарафудинова Ю.В. работала в <данные изъяты> с *** по ***, что подтверждается копией трудовой книжки.

Из копии приказа о предоставлении отпуска работнику от *** следует, что Шарафудиновой Ю.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с *** по ***.

Копией свидетельства о рождении ФИО1 подтверждается, что она родилась ***, ее матерью является Шарафудинова Юлия Владимировна, в графе отец – прочерк.

Как следует из справки о задолженности по заработной плате № от ***, задолженность по заработной плате и пособиям перед Шарафудиновой Ю.В. по состоянию на *** составляет <данные изъяты>., в том числе: заработная плата <данные изъяты> рублей, пособие по беременности и родам <данные изъяты> рублей, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с *** по *** в сумме <данные изъяты> рублей.

Справкой о размере заработной платы, начисленной за расчетный период Шарафудиновой Ю.В., выданной конкурсным управляющим <данные изъяты> ФИО7 подтверждается, что размер заработной платы с *** года составил <данные изъяты> рублей; среднедневной заработок – <данные изъяты> рублей; размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком <данные изъяты> рублей.

Ответчиком ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» возражений по представленному истцом расчету и контррасчетов суду не представлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать за Шарафудиновой Юлией Владимировной право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ФИО1, в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек с ***.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» производить выплату Шарафудиновой Юлии Владимировне ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ФИО1, в связи с ликвидацией организации в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек до ***.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» произвести перерасчет недополученных Шарафудиновой Юлией Владимировной сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1 в связи с ликвидацией организации за период с *** по *** из расчета ежемесячного пособия в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, в том числе <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.