Реш-е от 28.12.2010 г. по иску Суржик Р.Л. к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском р-не Тульской области о призн-и незак-м реш-я об отказе назначить пенсию, призн-и права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении обязаности назначить пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2010 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Валуева А.И.,

при секретаре Чернуха М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-947 по иску Суржик Ринаты Леонидовны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании незаконным решения об отказе назначить пенсию, признании права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию по старости,

установил:

Суржик Р.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области, в котором просила признать незаконным решение от 5 октября 2010 года №288 об отказе назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

Кроме этого, истец просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности преподавателя <данные изъяты> <адрес> и рассмотреть вопрос о назначении указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец Суржик Р.Л. указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому, право на указанный вид пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Однако ответчик не принял к зачету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста и период работы в должности преподавателя <данные изъяты> <адрес>. Решением от 5 октября 2010 года №288 ответчик отказал в назначении пенсии в виду отсутствия требуемого стажа (16 лет и 8 месяцев). Принятый к зачету специальный стаж составил 15 лет 2 месяца и 28 дней. При этом территориальный пенсионный орган сослался на п.12 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Решение территориального пенсионного органа считает незаконным. Вышеназванные Правила не предусматривают никакой информации о том, в каком порядке включается либо не включается при назначении досрочной трудовой пенсии период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Между тем, согласно записям в трудовой книжке ее стаж работы в должности преподавателя <данные изъяты> <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ составляет 18 лет. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Так как «Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, вступили в силу позднее периода, который ответчик не принял к зачету, то этот период подлежит включению в специальный стаж, независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. Согласно действующему в этот период пенсионному законодательству, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж для досрочного назначения пенсии и условия выработки определенного количества стажа, не требовалось. Она не могла предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа отдельных периодов, в том числе периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Решение ответчика об отказе назначить досрочную трудовую пенсию и не включать в специальный стаж оспариваемые периоды работы, означает по существу придание обратной силы закону, ухудшающему ее положение, и тем самым отмену права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях. Между тем, ее трудовая книжка, подтверждает наличие стажа работы, равного 27 годам 8 месяцам в учреждениях и должностях, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В своих письменных пояснениях от 10 декабря 2010 года истец, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно указала, что отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста в период работы в должности преподавателя в <данные изъяты> <адрес> относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Поэтому оценку ее пенсионных прав необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, согласно которому период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Учитывая, что в спорный период она находилась в состоянии беременности и рассчитывала в связи с беременностью и последующим рождением ребенка на социальное обеспечение, то есть предвидела последствия своего поведения и была уверена, что отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста будет ей засчитан в специальный стаж работы. Отказав включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан. Между тем, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для досрочного назначения пенсии не требовалось выработки определенного количества специального стажа (16 лет и 8 месяцев). В связи с этим, она не могла предвидеть в дальнейшем, что исключение из периодов работы отпуска по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, повлечет отсутствие требуемого стажа на 1 января 2001 года.

Кроме этого, истец Суржик Р.Л. указала, что ответчик не принял во внимание и не рассмотрел период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника ГУЗ «<данные изъяты>».

В судебном заседании истец Суржик Р.Л., ссылаясь на доводы искового заявления и письменные пояснения, настаивала на рассмотрении требований, изложенных в указанном исковом заявлении, и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокорева В.С. иск не признала и, ссылаясь на письменные возражения ответчика от 22 ноября 2010 года и от 23 декабря 2010 года, не отрицала факта обращения истца 27 сентября 2010 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но просила в иске отказать.

В письменных возражениях от 22 ноября 2010 года ответчик указал, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не является периодом работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях в связи с принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РФ». В связи с этим, период нахождения Суржик Р.Л. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж. Поэтому, на 1 января 2001 года стажа, равного 16 годам 8 месяцам, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, у истца не имеется.

В письменных возражениях от 23 декабря 2010 года ответчик дополнительно указал, что Суржик Р.Л. не приобрела пенсионных прав до введения нового правового регулирования пенсионного обеспечения, стаж ее работы по специальности на 1 января 2001 года составил 15 лет 2 месяца 28 дней. Нормативно- правовому урегулированию подлежит факт нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а не в отпуске по беременности и родам. Работа в учреждениях здравоохранения, к которым относится ГУЗ «<данные изъяты>», засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя. В тоже время, Суржик Р.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности музыкального работника, а поэтому указанный период работы не может быть принят в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, при этом исходит из следующего.

Как следует из трудовой книжки Суржик (добрачная фамилия ФИО7) Ринаты Леонидовны, педагогическая деятельность последней началась ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справок МОУ ДОД «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Суржик Р.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала по 0,5 ставки в должности преподавателя по классу баяна и аккордеона.

Как следует из справок МОУ ДОД «<данные изъяты>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Суржик Р.Л. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает на полную ставку в должности преподавателя класса аккордеона, при этом, находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в дородовом отпуске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в послеродовом отпуске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в чернобыльском отпуске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста.

Факт рождения у истца ДД.ММ.ГГГГ дочери- Суржик Дарьи, подтверждается свидетельством о рождении ребенка.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», действовавшим к моменту возникновения спорных правоотношений, были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.

При этом, указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства».

Этим Законом были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.

Ст.71 настоящих Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Данным законом ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Вышеизложенное в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Учитывая, что отпуск Суржик Р.Л. по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста проходил в период с 10 августа 1993 года по 26 апреля 1996 года, то есть после 6 октября 1992 года- даты вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в части включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В тоже время, в обоснование заявленных требований истец Суржик Р.Л. сослалась на Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».

Указанное Постановление давало право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и устанавливало, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В силу ст.80 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.

Между тем, Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17декабря2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.31 Федерального закона от 17декабря2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня вступления настоящего Федерального закона в силу (1 января 2002 года) утратили силу Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

К моменту вступления в силу Федерального закона от 17декабря2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, то есть к моменту введения в действие нового правового регулирования пенсионного обеспечения граждан РФ, истец право на пенсию по выслуге лет не приобрела.

В связи с этим, суд находит доводы истца о праве на пенсионное обеспечение со ссылкой на Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, несостоятельными.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должностях и учреждениях, указанных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, периоды работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» «Списка должностей и учреждений…», утвержденного тем же Постановлением, начиная с 1 января 2001 года, засчитываются в педагогический стаж только при наличии одновременно следующих условий:

-стажа работы не менее 16 лет и 8 месяцев на 1 января 2001 года в должностях и учреждениях «Списка должностей и учреждений…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781;

-факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» «Списка должностей и учреждений…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Между тем, стаж работы истца на 1 января 2001 года в должности преподавателя в общеобразовательных учреждениях в соответствии со «Списком должностей и учреждений…», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, составляет менее 16 лет и 8 месяцев.

Таким образом, в связи с отсутствием у Суржик Р.Л. на 1 января 2001 года стажа, равного 16 годам и 8 месяцам, работы в должностях и учреждениях «Списка должностей и учреждений …», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не может быть включен период с 1 января 2001 года по 27 сентября 2010 года работы истца в должности преподавателя МОУ ДОД «<данные изъяты>» <адрес>.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Выдвигая требование о назначении досрочной трудовой пенсии, истец, тем самым ставила на разрешение суда требование о признании за ней право на эту пенсию.

При таких обстоятельствах, суд рассматривал вопрос о наличии у истца вообще права на досрочную трудовую пенсию, в частности по доводам, изложенным Суржик Р.Л. в письменных пояснениях.

Из указанных пояснений Суржик Р.Л. следует, что ответчик при разрешении ее заявления о назначении пенсии, не принял во внимание период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника ГУЗ «<данные изъяты>».

Факт работы истца в вышеназванном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время на 0,5 ставки в должности музыкального работника, подтвержден справками ГУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в соответствии с п.7 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа в учреждениях здравоохранения, указанных в п.1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного тем же Постановлением, к которым относится ГУЗ «<данные изъяты>», засчитывается в специальный стаж только в должностях воспитателя и старшего воспитателя и не засчитывается в должности музыкального работника, в которой работает истец.

Таким образом, период работы истца в должности музыкального работника в ГУЗ «Тульский областной детский психоневрологический санаторий «Березка», не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

На основании всего изложенного, суд считает доводы искового заявления и письменных пояснений, в том числе со ссылкой на ст.12 ТК РФ об обратной силе закона, несостоятельными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Суржик Ринате Леонидовне отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 2 января 2011 года.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.