Решение от 01.04.2011 г. по иску Орешкиной В.В. к УПФР в г.Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 апреля 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.,

при секретаре Чернобривой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орешкиной Валентины Викторовны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

истица Орешкина В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об установлении факта проживания и признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что она имеет право на снижение пенсионного возраста с 55 до 45 лет.

Право выхода на пенсию в 45 лет возникло у нее по двум основаниям.

Во-первых, она имеет специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда 17 лет 6 месяцев 12 дней, который дает ей право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

Во-вторых, имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.33 и 35 ФЗ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с апреля 1985 года постоянно проживает в г.Узловая Тульской области.

С целью реализации своих пенсионных прав она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением комиссии от 4 февраля 2011 года, в назначении пенсии ей было отказано, в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

Отказ в снижении ей пенсионного возраста на первоначальную величину в 2 года, обоснован тем, что в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года она не проживала в г.Узловая.

В указанный период она не была зарегистрирована в г.Узловая, хотя фактически проживала в г.Узловая с апреля 1985 года. С 17 июля 1985 года она зарегистрировалась и проживала в г.Узловая по адресу ул. Садовая дом 52 вместе с мужем Орешкиным В.П. и дочерью Орешкиной Н.В..

Отсутствие регистрации в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, объясняет тем, что ухаживала за дочерью, родившейся у нее в сентябре 1985 года, и факт её проживания в данный период подтверждается свидетельскими показаниями.

Просит установить факт ее проживания в г.Узловая в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе, назначить ей трудовую пенсию по старости с 1 февраля 2011 года с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе, назначить ей трудовую пенсию по старости с 1 февраля 2011 года с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет.

В судебном заседании истица Орешкина В.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования признала в части снижения пенсионного возраста, поскольку истица имеет трудовой стаж работы с тяжелыми условиями труда, а в части требования о снижении пенсионного возраста в силу проживания на загрязненной территории не признала, пояснив, что истица проживала в г.Узловая с 17 июля 1986 года по 31 января 1998 года в зоне с правом на отселение, а с 26 апреля 1986 года по 16 июля 1986 года, и с 1 февраля 1998 года по 1 февраля 2011 года в зоне с льготным социально – экономическим статусом, в связи с чем, Орешкина В.В. приобретет право на пенсионное обеспечение в 47 лет.

Кроме этого, на основании ФЗ - № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст. 33 или ст. 34. Суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив письменные материалы делу, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела усматривается, что истица с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области 1 февраля 2011 года, что не оспаривалось сторонами.

Решением № 31 от 4 февраля 2011 года Управления пенсионного фонда РФ по Узловскому району Тульской области Орешкиной В.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого возраста.

Однако, суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статьей 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г.Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, а дер. Лебяжье Воловского района Тульской области к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г.Узловая был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что в период с 17 июля 1986 года по 28 апреля 1990 года и с 3 мая 1990 года по 31 января 1998 года Орешкина В.В. проживала в г. Узловой Тульской области.

В связи с чем, истица имеет 11 лет 6 месяцев 9 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года.

Из материалов дела следует, что истица с 26 апреля 1986 года по 16 июля 1986 года проживала в дер. Лебяжье Воловского района Тульской области, а с 1 февраля 1998 года по 1 февраля 2011 проживала в г.Узловая Тульской области, то есть в зонах с льготным социально - экономическим статусом.

Таким образом, истица имеет 13 лет 2 месяца 20 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Орешкина В.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

Согласно п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Из материалов дела следует, что истица имеет 17 лет 6 месяцев 12 дней работы с тяжелыми условиями труда, что подтверждается копией трудовой книжки Орешкиной В.В. и копией справки, уточняющей особый характер работы, необходимый для льготной пенсии за № 4 от 1 февраля 2011 года.

Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию либо работе на загрязненной территории, не состоятельны по следующим основаниям.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Орешкиной В.В. трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием у последней возраста, не основан на законе, а заявленные Орешкиной В.В. исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Орешкиной В.В. 45 лет исполнилось 2 января 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости она обратилась в ПФ лишь 1 февраля 2011 года, то право выхода на пенсию истица приобрела с 1 февраля 2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Орешкиной Валентины Викторовны удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Орешкиной Валентине Викторовне досрочную трудовую пенсию с 1 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий