Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2011 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Шишкова Н.А.,
при секретаре Чернобривой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-354 по иску Солдатовой Ираиды Викторовны, Солдатовой Натальи Сергеевны к администрации МО Узловский район, администрации МО <адрес> о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
истцы Солдатова И.В. и Солдатова Н.С. обратились с иском в суд к администрации МО Узловский район, администрации МО г. Узловая о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, ссылаясь на то что, они являлись собственниками квартиры № дома № по ул. <адрес> г. Узловая Тульской области.
Данная квартира была передана им в собственность по договору передачи администрацией МО город Узловая и Узловский район через уполномоченного ею <данные изъяты> Узловского МПЖРЭП (правопреемник <данные изъяты>»). Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано администрацией г.Узловая и Узловский район 26 марта 1997 года.
2 мая 2006 года жилой дом, в котором находилась принадлежащая им квартира, сгорел. Огнем была уничтожена квартира в доме и все находившееся в ней имущество.
После пожара они были вынуждены переселиться и проживать на условиях найма жилого помещения в квартире, принадлежащей собственнику – физическому лицу.
Как малоимущие граждане они состоят в администрации МО Узловский район в списках очередности для улучшения жилищных условий.
Заключением межведомственной комиссии дом, в котором расположена квартира, капитальному ремонту и реконструкции не подлежал, и подлежал списанию, жители должны быть переселены в дома соответствующим санитарно-техническим нормам.
Постановлением № 691от 14 сентября 2001 года главы администрации Узловского района непригодный для постоянного проживания жилой дом под номером № по ул. <адрес> г. Узловая включен в областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы».
Однако, по состоянию на март 2011 года ответчик не предоставил истцам благоустроенное жилое помещение.
Другого жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма они не имеют.
Их обращения к ответчику для решения указанного вопроса положительных результатов не дали.
Ответчик ставил переселение в зависимость от срока выполнения областной программы строительства жилых домов.
Просили суд обязать ответчика - администрацию МО Узловский район Тульской области предоставить им благоустроенное жилое помещение - квартиру по договору социального найма, равнозначной по общей площади квартире № в доме № по ул. <адрес> г.Узловая Тульской области, не менее 35,8 кв.м.
В дальнейшем истцы Солдатова И.В. и Солдатова Н.С. уточнили исковые требования, и просили обязать администрацию МО Узловский район предоставить им благоустроенное жилое помещение – квартиру по договору социального найма, равнозначной по общей площади квартире № в доме №-а по ул. <адрес> г.Узловая Тульской области, не менее 35,8 кв.м., во внеочередном порядке.
Истцы Солдатова И.В. и Солдатова Н.С. в судебное заседание не явились, однако представили письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают по основаниям указанным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить.
Представитель истцов по ордеру адвокат Маслов А.К. в судебном заседании просил заявленные требования Солдатовой И.В. и Солдатовой Н.С. удовлетворить, поскольку требования основаны на действующем законодательстве.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Узловский район Тульской области по доверенности Баранов М.В. исковые требования не признал, и показал, что Постановлением главы города и района г. № 691 дом № по ул. <адрес> г. Узловая был признан непригодным для постоянного проживания и включен в долгосрочную муниципальную целевую программу «Переселение граждан из жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009-2012 годы». Солдатова И.В. состоит в администрации муниципального образования Узловский район в списках очередности для улучшения жилищных условий с 23 апреля 1987 года.
Признание вышеназванного дома непригодным для постоянного проживания в соответствии с постановлением главы города и района №691 производилось в соответствии с Методикой по определению непригодных жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной Приказом государственного комитета РФ по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству № 177, которая на момент обращения в суд признана утратившей силу. При этом граждане, жилые помещения которых на основании данной Методики были признаны непригодными для проживания, в соответствии с действующим на тот момент Жилищным кодексом РСФСР (статья 33), ставились на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Оснований для внеочередного предоставления жилых помещений у Солдатовой И.В. не было.
В обоснование своих исковых требований истцы ссылаются на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако, в данный момент, указанный порядок регулируется Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в котором закреплены технические признаки, на основании которых жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате пожаров следует признавать непригодными для проживания, то есть аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном ЖК РФ, поэтому, для предоставления жилья в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ должен быть соблюден соответствующий порядок, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В силу ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189 - ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Такое право у истцов возникло на основании признания дома непригодным для постоянного проживания в соответствии с Постановлением главы города и района № 691 «Об утверждения перечня жилых зданий и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания», и они были поставлены на очередь.
Согласно п.6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», предоставление жилого помещения истцам должно входить в компетенцию администрации МО город Узловая Узловского района.
Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика администрации МО город Узловая Узловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно письма главы администрации ФИО6 от 27 апреля 2011 года полагают, что обязанность по обеспечению жилым помещением истцов возникла у администрации МО Узловский район с момента принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и она обязана обеспечить в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009-2012 годы» и в соответствии с действующим законодательством истцы имеют право требовать с администрации МО Узловский район исполнения обязательств, которые не были исполнены ею добровольно.
Представитель третьего лица МУП «Жилкомхоз» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие, а также вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что квартира № в д. № по ул. <адрес> г. Узловая Тульской области общей площадью 35,8 кв.м., жилой – 17,7 кв.м. передана в собственность Солдатовой И.В. и Солдатовой Н.С. по договору передачи № 1208 от 29 ноября 1996 года администрацией МО г. Узловая. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано 26 марта 1997 года администрацией г. Узловая и Узловский район в реестре за номером 14122 и записано в реестровую книгу МП БТИ №16549 кн.8, инвентарное дело № 3568.
Согласно акту о пожаре от 2 мая 2006 года и постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела жилой дом № по ул. <адрес> г. Узловая, в котором находилась квартира истцов, сгорел.
Заключением межведомственной комиссии от 5 сентября 2001 года, дом, в котором расположена квартира истцов, капитальному ремонту и реконструкции не подлежал, подлежал списанию, жители должны быть переселены в дома соответствующим санитарно-техническим нормам.
Постановлением главы администрации города Узловая и района № 691от 14 сентября 2001 года непригодный для постоянного проживания жилой дом под № по ул. <адрес> г. Узловая включен в областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы».
Заключение межведомственной комиссии и Постановление главы администрации города Узловая и Узловского района № 691 от 14 сентября 2001 года не отменены, что не оспаривалось сторонами.
Однако, по состоянию на март 2011 года переселение истцов не состоялось, что подтверждено письменным сообщением комитета жилищно - коммунального и дорожного хозяйства, строительства и архитектуры, транспорта и связи администрации МО Узловский район № 09-137 от 01 апреля 2011 года.
Согласно справке, выданной администрацией МО Узловский район, истцы состоят в администрации МО Узловский район в списках очередности для улучшения жилищных условий под №.
Из архивной справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 12 мая 2006 года, выданной Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» усматривается, что сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах за Солдатовой И.В. и Солдатовой Н.С., кроме квартиры № д. № - а по ул. <адрес> г. Узловая Тульской области, отсутствуют.
Данное обстоятельство также подтверждено копиями сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
В соответствии с решением собрания представителей МО Узловский район № 34-237 от 21 февраля 2011 года «Об утверждении пороговых значений размера дохода и стоимости имущества, в целях признании граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в 2011 году» утверждено пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими в размере 13 947,99 рублей.
В соответствии со справками по форме № 2 - НДФЛ о доходах № 79 от 28 апреля 2011 года и № 10 от 25 марта 2011 года, сумма дохода Солдатовой И.В. за 2010 год составила <данные изъяты> рублей, Солдатовой Н.С. – <данные изъяты> рублей. Общая сумма дохода за вычетом подоходного налога составляет <данные изъяты> рублей Месячный доход составляет <данные изъяты> рублей.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, г. Узловая, ул. <адрес>, д. №, кв.№ признано в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит. У Солдатовой И.В. и Солдатовой Н.С. иного жилья, в том числе принадлежащего на праве собственности, не имеется. Кроме того, имеются все основания для признания Солдатовой И.В. и Солдатова Н.С. с учетом размера их доходов малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ч.1, 2 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п. 3 ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, в том числе признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ по жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 ст.57 ЖК РФ от 5 марта 2009 года, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, даже если на момент утраты жилища они и не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
То есть, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, то суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
На основании ст. 5 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 26.12.2005 №184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации применяет в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии основании внеочередного предоставления истцам жилого помещения, а также, что его предоставление входит в компетенцию администрации МО город Узловая, несостоятельны.
Поскольку в судебном заседании установлено наличие правовых оснований для внеочередного предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, поэтому исковое требование Солдатовой И.В. и Солдатовой Н.С. подлежит удовлетворению в полном объеме.
При этом суд считает обоснованным требование о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не менее 35,8 кв.м. общей площади, поскольку указанная площадь равнозначна ранее занимаемому жилому помещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое требование Солдатовой Ираиды Викторовны и Солдатовой Натальи Сергеевны удовлетворить полностью.
Обязать администрацию МО Узловского района Тульской области предоставить Солдатовой Ираиде Викторовне и Солдатовой Наталье Сергеевне благоустроенное жилое помещение – квартиру по договору социального найма, равнозначной по общей площади квартире № дома №-а по ул. <адрес> города Узловая Тульской области, не менее 35,8 кв.м. во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским
делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через
Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия
решения судом в окончательной форме.
Председательствующий