Решение от 20.05.2011 г. по иску Долбовой Г.Я. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.,

при секретаре Чернобривой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-519 по иску Долбовой Гильшат Ярулловны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

истица Долбова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на следующие обстоятельства.

12 апреля 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, поскольку с 28 августа 1986 года по 31 января 1998 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по 12 апреля 2011 года в зоне с льготным социально – экономическим статусом, и поэтому приобрела право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.

Однако, 15 апреля 2011 года ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста.

Просит признать за ней право на досрочную пенсию по старости с 8 апреля 2011 года с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 8 апреля 2011 года.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и просит признать за ней право на досрочную государственную пенсию по старости с 8 апреля 2011 года с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе, назначить ей досрочную государственную пенсию по старости с 8 апреля 2011 года

В судебном заседании истица Долбова Г.Я. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. заявленные исковые требования не признала, по причине отсутствия у истицы требуемого пенсионного возраста.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела усматривается, что истица с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области 12 апреля 2011 года, что не оспаривалось сторонами.

Решением № 111 от 15 апреля 2011 года Управления пенсионного фонда РФ по Узловскому району Тульской области Долбовой Г.Я. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого возраста.

Однако, суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статьей 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года её статус был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что в период с 28 августа 1986 года по 31 января 1998 года Долбова Г.Я. проживала в г.Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение.

Таким образом, истица имеет 11 лет 5 месяцев 3 дня в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, то есть, всего на 3 года.

С 1 февраля 1998 года по 12 апреля 2011 года истица проживает в г.Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

В связи с этим, истица имеет 13 лет 2 месяца 11 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Долбова Г.Я. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истицы по состоянию на 12 апреля 2011 года общая величина составила 6 лет.

Однако, согласно положений ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Долбова Г.Я. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Наличие у истицы трудового стажа более пяти лет, в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Поскольку Долбовой Г.Я. 50 лет исполнилось 8 апреля 2011 года, а за назначением пенсии по старости она обратилась в ПФ лишь 12 апреля 2010 года, то право выхода на пенсию истица приобрела с 8 апреля 2011 года.

Таким образом, заявленные требования Долбовой Г.Я. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Долбовой Гильшат Ярулловны удовлетворить.

Признать за Долбовой Гильшат Ярулловной право на досрочную государственную пенсию по старости с 8 апреля 2011 года.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить Долбовой Гильшат Ярулловне досрочную государственную пенсию с 8 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий