РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2011 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Прямицыной Е.А.,
при секретаре Мошковой О.В.,
с участием истца Лапиной М.В.
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-482/2011 по иску Лапиной Марии Васильевны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение удостоверения гражданина получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, и обязании его выдачи,
установил:
Лапина М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение удостоверения гражданина получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, и обязании его выдачи, ссылаясь на то, что является вдовой ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который являлся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Указывает, что на основании Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н от 8 декабря 2006 года «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы» членам семей, потерявшим кормильца из числа граждан, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в ч. 4 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выдаются удостоверения, которые дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи с момента его предъявления.
В соответствии с вышеназванным Порядком для оформления и получения удостоверения, которое должно быть выдано на имя умершего мужа, ею в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» было подано соответствующее заявление, к которому были приложены документы в соответствии с перечнем.
Однако в выдаче указанного удостоверения ей было отказано по тем основаниям, что на нее не распространялись меры социальной поддержки при жизни мужа, поскольку из представленных ею документов усматривалось, что ФИО7 проживал совместно с ней в <адрес> без регистрации, тогда как зарегистрирован был по адресу: <адрес>. По мнению органа социальной защиты, меры социальной поддержки распространяются на членов семьи, которые были зарегистрированы совместно с умершим инвалидом.
Считает данный отказ необоснованным, указывая, что приведенные нормы материального закона не связывают распространение мер социальной поддержки на члена семьи умершего инвалида с регистрацией по месту жительства вместе с ним по одному адресу. Перечень документов, необходимых для получения удостоверения, содержит документ, подтверждающий факт совместного проживания, а не совместной регистрации по месту жительства, в связи с чем такая справка была ею представлена. Кроме того, ею также было представлено решение Узловского городского суда Тульской области, которым установлен факт нахождения ее на иждивении умершего супруга.
Ссылаясь на то, что указанным решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» нарушено ее право на получение удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 – 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Лапина М.В. просит признать ее право на получение удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя ФИО1, обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» выдать ей удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя ФИО1
В судебном заседании Лапина М.В. требования искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить. Пояснила, что получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при жизни мужа не являлась, поскольку данные меры предоставлялись ФИО1, который, проживая с ней совместно, расходовал полученные средства, в том числе, пенсионные выплаты, и на ее содержание, в связи с чем решением Узловского городского суда признан факт нахождения ее на иждивении ФИО1
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании требования искового заявления не признала, просила в удовлетворении отказать. Поддержала доводы, изложенные в возражении на исковое заявление, в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лапиной М.В. предоставлялась ежемесячная денежная выплата на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги как вдове умершего инвалида-ликвидатора аварии на ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ назначение единовременной денежной выплаты по жилищно-коммунальным услугам приостановлено в связи с тем, что в соответствии с п. 8 Положения о порядке предоставления ежемесячной выплаты, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30, для получения денежной выплаты граждане предоставляют определенный набор документов, в том числе, копии удостоверений (свидетельства установленного образца), дающие право на соответствующие меры социальной поддержки. Возобновление ежемесячной денежной выплаты по жилищно-коммунальным услугам Лапиной М.В. будет производиться только с момента оформления вышеназванного удостоверения.
Однако удостоверение Лапиной М.В. выдано быть не может, поскольку на истца не распространялись меры социальной поддержки при жизни мужа, что предусмотрено п. 2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, представленный Лапиной М.В. в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» пакет документов не содержал сведений, подтверждающих получение ею мер социальной поддержки при жизни супруга.
Пояснила, что Лапина М.В. не могла быть получателем мер социальной поддержки при жизни мужа, за исключением оплаты 50 % содержания жилья, поскольку на супругу остальные виды компенсаций (ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация на оздоровление) не распространялись. Компенсацию по оплате жилья она не могла получать ввиду того, что она и ФИО8 были зарегистрированы по разным адресам. В настоящее время, поскольку Лапина М.В. признана иждивенцем умершего ФИО1, ей выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью.
Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении телеграммы. Причину неявки суду не сообщил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Департамента социального развития Тульской области.
Выслушав Лапину М.В., возражения представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котовой В.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лапина М.В. состояла в браке с ФИО9 что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
ФИО10 являлся инвалидом первой группы инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных военных обязанностей), связанных с аварией на ЧАЭС, и имел право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о чем свидетельствует справка серия № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13), справка Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (л.д. 31).
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Судом установлено, что 08.02.2011 Лапина М.В. обратилась в органы соцзащиты населения с заявлением о выдаче удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, на имя ее мужа ФИО1
Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» отказало Лапиной М.В. в выдаче указанного удостоверения, что подтверждается письмом органа социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22-23).
Из содержания письма следует, что основанием для отказа в выдаче удостоверения послужило отсутствие документов, подтверждающих получение Лапиной М.В. мер социальной поддержки при жизни супруга ФИО1
Статьей 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 13 названного закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Согласно ч. 4, 5 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» установлено, что:
а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с ч. 4 ст. 15 закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» совместным приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08.12.2006 N 728/832/166 н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 3 названного Порядка оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан.
Подпунктом «г» п. 2 Порядка к числу таких категорий отнесены, в том числе, члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанные в ч. 4 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Удостоверение дает право гражданам, указанным в п. 2 настоящего Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.
Согласно ч. 4 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2 000 рублей.
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что членам семьи, указанным в подпункте "г" пункта 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению N 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.
Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);
свидетельство о смерти;
свидетельство о браке;
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Проверяя законность отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» Лапиной М.В. в выдаче названного удостоверения, суд приходит к выводу, что Лапиной М.В. подтвержден свой правовой статус, наделяющий ее правом на получение удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя умершего супруга ФИО1
Совокупность исследованным судом доказательств свидетельствует о том, что Лапина М.В. является вдовой умершего инвалида ФИО1, при жизни получавшего меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно решению Узловского городского суда Тульской области от 11.01.2009 г., вступившему в законную силу, установлен факт нахождения Лапиной М.В. на иждивении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по день его смерти, а также подтверждено проживание ФИО1 совместно с Лапиной М.В. по ее месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по день его смерти без регистрации.
В силу положений ст. 61 ГПК РФ данное решение обладает свойством преюдициальности, вследствие чего обстоятельства, установленные данным решением, не доказываются вновь.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Лапина М.В. является членом семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.
Судом установлено, что с целью реализации права на получение мер социальной поддержки 08.02.2011 г. Лапиной М.В. было подано заявление в органы социальной защиты населения о выдаче ей удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя ФИО1, с приложением документов, перечисленных в п. 5 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.
Проанализировав документы, поданные Лапиной М.В. в орган социальной защиты населения, суд приходит к выводу, что истцом соблюден порядок подачи заявления и выполнены необходимые для получения удостоверения условия, в связи с чем оснований для отказа Лапиной М.В. в выдаче удостоверения у ответчика не имелось.
Доводы ответчика о том, что Лапиной М.В. не были представлены сведения о том, что на нее распространялись меры социальной поддержки при жизни супруга ФИО1, что прямо предусмотрено ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», кроме того, на нее не могли распространяться указанные меры, поскольку истец и умерший инвалид были зарегистрированы по разным адресам, а получателем данных мер социальной поддержки может быть только член семьи, проживавший совместно с умершим, нельзя признать состоятельными. Фактически данные доводы сводятся к тому, что Лапина М.В. не относится к кругу лиц, перечисленных в п. п. «г» п. 2 Порядка, имеющих право на получение удостоверения.
Анализ приведенных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что отнесение гражданина к категории членов семьи, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, либо инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, имеющих право на получение специального удостоверения, не связано с тем обстоятельством, что на него должны были распространяться меры социальной поддержки при жизни кормильца, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на что ссылается ответчик.
Данное обстоятельство лишь служит основанием для предоставления члену семьи умершего в дальнейшем при предъявлении специального удостоверения соответствующих мер социальной поддержки, которые распространялись на него законом при жизни умершего. Возникновение у гражданина права на получение удостоверения зависит от установления его семейных отношений с лицом, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, и правового статуса данного лица.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение соответствующего удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные для членов семьи инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством.
Кроме того, процедура оформления и выдачи специального удостоверения члену семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы не ставится законодателем в зависимость от факта совместной регистрации с умершим гражданином.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лапиной Марии Васильевны удовлетворить.
Признать право Лапиной Марии Васильевны на получение удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя ФИО1.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» выдать Лапиной Марии Васильевне удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя ФИО1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Прямицына Е.А.
Решение не вступило в законную силу.