РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Шилкиной И.В., с участием истца Дергабузовой Т.В., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татариновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-569/2011 по иску Дергабузовой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную государственную пенсию по старости и обязании назначения досрочной государственной пенсии по старости, установил: Дергабузова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе об обязании назначения досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, поскольку с 26.04.1986 г. по 23.09.1986 г., с 26.01.1988 г. по 17.03.1988 г. работала в зоне с правом на отселение, что дает ей право на первоначальное снижение возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а с 19.05.2000 г. по 11.07.2000 г., 15.02.2001 г. по 31.03.2002 г., с 01.04.2002 г. по 18.08.2003 г., с 15.09.2004 г. по 21.04.2006 г., с 23.01.2007 г. по 27.07.2007 г., с 09.09.2008 г. по настоящее время работает в зоне с льготным социально – экономическим статусом, что дает ей дополнительное право на снижение возраста выхода на пенсию еще на 2 года. Однако решением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста. По изложенным основаниям просит признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ней право выхода на пенсию на 4 года раньше, т.е. в 51 год, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей государственную трудовую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 4 года, т.е. в 51 год. В процессе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования, окончательно сформулировав их, просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ней право выхода на пенсию на 4 года раньше, т.е. в 51 год, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей государственную пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 4 года с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Дергабузова Т.В. поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнения, просила удовлетворить, пояснила, что согласно ст. 33 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с работой на момент аварии в зоне с правом на отселение имеет право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года. В соответствии со ст. 34 указанного закона в связи с работой с 19.05.2000 г. по 11.07.2000 г., 15.02.2001 г. по 31.03.2002 г., с 01.04.2002 г. по 18.08.2003 г., с 15.09.2004 г. по 21.04.2006 г., с 23.01.2007 г. по 27.07.2007 г., с 09.09.2008 г. по настоящее время в зоне с льготным социально – экономическим статусом также имеет право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год и дополнительно на 1 год за полных 7 лет работы в указанной зоне. В связи с чем, по ее мнению, с учетом сложения указанных периодов имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года, т.е. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости с 51 года. Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях начальника управления Абрамовой Г.М. на исковое заявление, сослалась на то, что на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований. Такое право истец приобретет в 53 года, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено. Выслушав Дергабузову Т.В., представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринову Н.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что Дергабузова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости, что не оспаривалось сторонами. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Дергабузовой Т.В. было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости по причине отсутствия требуемого возраста (л.д. 11). Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дергабузовой Т.В., комиссией установлено, что заявитель имеет право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года в соответствии со ст. 33 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» либо на первоначальную величину 1 год и дополнительную величину 1 год в соответствии со ст. 34 указанного Закона. По мнению комиссии, суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста данным Законом не предусмотрено. В связи с чем заключением комиссии установлен недостаточным возраст Дергабузовой Т.В. для назначения государственной пенсии по старости на основании ст.ст. 33, 34 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г., рекомендовано начальнику Управления вынести решение об отказе в назначении государственной пенсии по старости Дергабузовой Т.В. по указанным основаниям (л.д. 12-14). Суд не может признать протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и решение начальника УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ законными и обоснованными по следующим основаниям. В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен и она стала относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория пос. Дубовка Узловского района Тульской области в соответствии с вышеназванным перечнем населенных пунктов, относилась к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 г. в соответствии с указанным Постановлением – к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория г. Донского Тульской области в соответствии с приведенными нормативными актами отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Из материалов дела следует, что Дергабузова Т.В. в периоды с 26.04.1986 г. по 23.09.1986 г., с 26.01.1988 г. по 17.03.1988 г. работала в г. Узловой Тульской области, т.е. в зоне с правом на отселение. Данные обстоятельства подтверждены копией трудовой книжки истца (л.д. 15-21), справками администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25, 26). Из этого следует, что истец приобрела право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину - 2 года. С 19.05.2000 г. по 11.07.2000 г., 15.02.2001 г. по 31.03.2002 г., с 01.04.2002 г. по 18.08.2003 г., с 15.09.2004 г. по 21.04.2006 г. работала в г. Узловой Тульской области, с 23.01.2007 г. по 27.07.2007 г. – в п. Дубовка Узловского района Тульской области, с 09.09.2008 г. по настоящее время работает в г. Донском Тульской области, т.е. в зонах с льготным социально – экономическим статусом. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 15-21), справками администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № (л.д. 27-30), справкой администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 31), справкой ООО ТПК «БиоФуд» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22). В связи с этим истец по состоянию на дату обращения с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в пенсионные органы имеет 07 лет 03 месяца 04 дня в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Дергабузова Т.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 1 год. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 3 года, таким образом, суд полагает, что Дергабузова Т.В. приобрела право на пенсионное обеспечение в 52 года. По изложенным основаниям суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право на пенсионное обеспечение истец приобретет в 53 года, поскольку снижение пенсионного возраста, когда граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию. В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Таким образом, учитывая приведенные нормы материального права и установленные обстоятельства, Дергабузова Т.В. имеет право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года. При этом суд не может признать состоятельными доводы Дергабузовой Т.В. о том, что право досрочную пенсию у нее возникло в 51 год, поскольку, по ее мнению, право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину она имеет как по ст. 33 вышеназванного Закона, так и по ст. 34 Закона. Исходя из правового анализа примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста является производной от факта нахождения на определенной территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. То есть, первоначальная величина снижения пенсионного возраста – на 2 года либо на 1 год в соответствии с положениями Закона РФ № 1244-1 от 15.05.2001 г. зависит от проживания (работы) в зоне с определенным уровнем загрязнения - с правом на отселение либо с льготным социально-экономическим статусом именно в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года. Судом установлено, что в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. истец работала в зоне с правом на отселение, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину на 2 года в соответствии со ст. 33 Закона. На территории с льготным социально-экономическим статусом истец работала в период с 2000 года, что дает ей право только на дополнительную величину снижения пенсионного возраста исходя из количества полных лет работы на 1 год. Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. При таких обстоятельствах, учитывая, что право Дергабузовой Т.В. на досрочную государственную пенсию по старости возникло в 52 года, обращение в пенсионные органы имело место до достижения указанного возраста, то есть ранее возникновения права на указанную пенсию, суд приходит к выводу, что право выхода на пенсию истец приобрела с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Дергабузовой Татьяны Владимировны удовлетворить частично. Признать за Дергабузовой Татьяной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить Дергабузовой Татьяне Владимировне досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении требований Дергабузовой Т.В. о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости с уменьшением возраста на 4 года, т.е. с 51 года и обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Прямицына Е.А. Решение не вступило в законную силу.