Решение от 20.06.2011года по иску Цецерской Елены Николаевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 июня 2011 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при секретаре Грушихине А.В.,

с участием истца Цецерской Е.Н.,

представителя ответчика по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-591 по иску Цецерской Елены Николаевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

истец Цецерская Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию, указывая следующее.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г.Узловая) за назначением досрочной пенсии, поскольку:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в зоне с льготным социально–экономическим статусом, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину на 1 год, и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на указанной территории, но не более, чем на 3 года в общей сложности, то есть на 3 года;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в зоне с правом на отселение, в связи с чем имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые три года проживания и работы в зоне с правом на отселение, но не более, чем на 5 лет в общей сложности, то есть на 5 лет.

При суммировании величин уменьшения её пенсионного возраста общая величина по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 8 лет.

Считает, что в соответствии с положениями ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет

Комиссия Пенсионного фонда РФ в г.Узловая решением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в назначении досрочной пенсии, установив её возраст для назначения пенсии недостаточным.

Просит признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе назначить ему трудовую пенсию по старости с возмещением вреда по уменьшению пенсионного возраста на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ, взыскав с ответчика компенсацию причиненного им морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

От представителя ответчика Управления ПФР в г. Узловая поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, указывая, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением возраста на 5 лет в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст.13 этого Закона, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации.

В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодателем установлена норма, позволяющая сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ.

Проживание истицы в зоне с правом на отселение составляет 9 лет 8 месяцев 13 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Работала в зоне с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 5 лет 3 месяца 23 дня.

Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 13 лет 2 месяца 27 дней (период регистрации в г.Узловая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Работала в зоне с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 13 лет 3 месяца 12 дней.

Возраст выхода на пенсию истицы может быть снижен на 3 года либо в связи с проживанием в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. На первоначальную величину за проживание в зоне с правом на отселение истица не имеет права ввиду отсутствия факта проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 5 лет. С учетом измененного Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года статуса территории города Узловая, граждане, ранее проживающие (работающие) в зоне проживания с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ приобрели статус граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что для граждан, отнесенных к двум и более категориям, указанным в ст. 13 Закона от 15.05.1991 г., льгота может быть предоставлена только по одному из оснований (п.2 ст.3 Закона). Суммирование льгот, предусмотренных ст.33 и ст.34 Закона от 15.05.1991 года, не предусмотрено.

Считает, что истцом неверно истолкована ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), а ссылка на Определение Конституционного суда № 403-0 от 11.07.2006 года несостоятельна. Указывает, что в соответствии со ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 года гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10 ст. 27 и пп. 1-9 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ № 173-ФЗ, и, по их желанию – по одному из оснований, предусмотренному Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года. Считает отказ в назначении Цецерской Е.Н. пенсии со снижением пенсионного возраста законным, так как на день обращения за назначением пенсии нормы ст.33, 28.1 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 к ней применены быть не могут.

В судебном заседании истец Цецерская Е.Н. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления ПФР в г. Узловая по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст.10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденному Распоряжением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 года № 237-р, <адрес> был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно указанному перечню город Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение. В последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус города Узловая был изменен, он стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судом установлено.

Истица Цецерская Е.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в городе <адрес>, что подтверждается справкой центра по экологии и безопасности жизнедеятельности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в городе <адрес>, что подтверждается справками администрации муниципального образования рабочий <адрес> и ООО «Жилкомхоз».

Следовательно, её проживание в зоне с правом на отселение составляет 9 лет 10 месяцев 13 дней, в связи с чем в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года.

Проживание Цецерской Е.Н. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 15 лет 1 месяц 2 дня.

Наличие у истицы трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

В силу положений п. 8 ст.13, ст.34, 35 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

В то же время из копии трудовой книжки Цецерской Е.Н., выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> районном узле связи, и районном отделе статистики.

В судебном заседании истица утверждала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически не работала, находилась в отпуске по уходу за ребенком и проживала в <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала на <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в администрации муниципального образования <адрес> и <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Государственном учреждении юстиции «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <данные изъяты>).

Стаж работы в зоне с правом на отселение составляет 9 лет 9 месяцев 3 дня, в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 14 лет 4 месяца 25 дней.

Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ Цецерская Е.Н. обратилась с письменным заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области.

Протоколом заседания комиссии Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ установлен недостаточный возраст Цецерской Е.Н. для назначения трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста.

Однако, суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 6 лет.

Согласно положениям ст.ст.33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Цецерская Е.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации « № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Цецерская Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта, следовательно ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 50 лет. За назначением трудовой пенсии по старости она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, право на получение пенсии у истицы возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя Управления ПФР в г. Узловая об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию (либо работе) на загрязненной территории отнесенной к одной категории, несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает отказ ответчика в назначении Цецерской Е.Н. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последней возраста, не основанным на законе, а заявленные исковые требования – подлежащими удовлетворению.

Требование Цецерской Е.Н. о компенсации морального вреда взыскании удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Цецерской Елены Николаевны удовлетворить частично.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Цецерской Елене Николаевне досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Цецерской Елене Николаевне досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Цецерской Елены Николаевны в возврат госпошлины 200 (двести) рублей.

В остальной части иска Цецерской Елене Николаевне отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу