Решение от 16.06.2011 г. по иску Узловского межрайпрокурора в защиту неопределен. круга лиц к ООО УК `Жилкомхоз` о призн действий незакон-ми и обязании произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего польз-ния



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 июня 2011 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при секретаре Грушихине А.В.,

с участием заместителя Узловского межрайпрокурора Антоновой Л.В., помощника Узловского межрайпрокурора Бубениной О.Ф.,

представителей ответчика ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» Федотовой В.А. и Кондратова В.Ф.,

представителя третьего лица администрации Муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Суворовой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-535 по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц (жителей МО Узловский район Тульской области) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомхоз» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования,

у с т а н о в и л :

Узловский межрайпрокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц (жителей МО Узловский район Тульской области) с иском, указывая, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами, выполнению работ по содержанию имущества, текущему и капитальному ремонту жилых помещений, в ходе которой установлено, что ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» нарушаются права собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом, и добросовестно соблюдающих сроки оплаты коммунальных услуг.

Просит признать незаконными действия ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» по увеличению размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» обязав его произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого Управляющей компанией ООО «Жилкомхоз» с 1 января 2011 года.

Представитель ответчика, не согласившись с мнение истца, представил письменный отзыв, в котором указывал, что утвержденные УК ООО «Жилкомхоз» доводились до сведения собственников жилья путем их публикации в средствах массовой информации. При утверждении действующих ныне тарифов ООО УК «Жилкомхоз» руководствовалось ст.6 Федерального Закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акта Российской Федерации» (с изменениями от 29 декабря 2006г., 18 октября 2007 г., 23 июля и 25 декабря 2008 года, 27 июля 2010 года), поскольку это было рекомендовано Департаментом Тульской области по тарифам. Указывал, что применение в 2011 году тарифов и коэффициентов служит наиболее полному обеспечению благоприятного и безопасного проживания граждан и соответствует требованиям ст.161 ЖК РФ, при этом указанные тарифы применены на основании тарифов, утвержденных администрацией МО г.Узловая и Узловский район Все получаемые УК ООО «Жилкомхоз» средства используются по прямому назначению и направлены на осуществление хозяйственной деятельности ООО. Также указывал, что пунктом 7 договора управления многоквартирным домом предусмотрено изменение платы за содержание и ремонт жилья, и осуществляется один раз в год в соответствии с предельным индексом роста потребительских цен, а размер платы, в частности оплаты ремонта общего имущества, определяется, исходя из перечня стоимости работ по ремонту общего имущества. Считал, что ООО УК «Жилкомхоз» имело право на применение нового размера платы без проведения общего собрания собственников жилого помещения, в связи с чем их действия являются законными и обоснованными, и не влекут нарушений прав и свобод человека.

В судебном заседании заместитель Узловского межрайпрокурора Антонова Л.В. и помощник Узловского межрайпрокурора Бубенина О.Ф. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» Федотова В.А. заявленные истцом требования не признала, в их удовлетворении просила отказать. При этом пояснила, что применение с размера 1 января 2011 года повышающего коэффициента на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования обусловлено применением коэффициентов благоустройства для жилого фонда, обслуживаемого Управляющей компанией ООО «Жилкомхоз». Данные коэффициенты, как повышающие, так и понижающие, применены в зависимости от предоставляемых коммунальных услуг по обслуживаемому жилому фонду, и утверждены протоколом собрания от 1 декабря 2010 года, проведенного руководством УК ООО совместно с директором обслуживающих организаций. Изменение коэффициента, применительно к конкретному виду благоустройства многоквартирного дома, повлекло повышение тарифа на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования. При этом общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах не проводились. Однако считала, что, внося плату за услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования в размере, установленном УК ООО «Жилкомхоз», то есть с применением повышающего коэффициента, собственники помещений, по умолчанию, выразили тем самым свое согласие на изменение тарифа.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» Кондратов В.Ф. заявленные исковые требования также не признал по основаниям, изложенным представителем ООО Федотовой В.И., пояснил, что процент погашения стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования ввиду недобросовестной оплаты населением содержания жилья, даже несмотря на применение повышающих коэффициентов, является низким.

Представитель третьего лица администрации Муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Суворова М.Э. заявленные истцом требования поддержала, просила об их удовлетворении в полном объеме. Считала изменение размера платы за услуги по содержанию жилья в многоквартирном доме без проведения общего собрания собственников жилья, тем более при применении повышающего коэффициента, противоречащим нормам жилищного законодательства и недопустимым.

Представители третьих лиц - администраций Муниципальных образований Каменецкое, Партизанское, Майский, рабочий поселок Дубовка, рабочий поселок Брусянский, привлеченных к участию в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписки.

Суд, выслушав мнения истцов – прокуроров Антоновой Л.В. и Бубениной О.Ф., представителей ответчиков Федотовой В.А. и Кондратова В.Ф., представителя третьего лица Суворовой М.Э., огласив показания свидетеля ФИО8, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из данного конституционного принципа вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита.

Жилищные отношения, в частности отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 4 ЖК РФ).

Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

При выборе способа управления многоквартирным домом, согласно ст. 162 ЖК РФ, заключается договор управления многоквартирным домом в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Судом установлено, что ООО управляющая компания «Жилкомхоз» осуществляет свою деятельность на территории Узловского района.

Согласно п. 1.9 Устава ООО УК «Жилкомхоз» (новая редакция), утвержденного решением № 1-к единственного участника от 18.11.2009 года, общество руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

В соответствии с п. 2.2. Устава основными видами деятельности общества является обслуживание и ремонт закрепленного жилого и нежилого фонда, в том числе: управление недвижимым имуществом; управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда; текущее техническое содержание здания и его инженерного оборудования, санитарное содержание зданий и придомовых территорий; текущий ремонт строительных конструкций, элементов зданий, инженерного оборудования общего назначения, придомовых территорий; капитальный ремонт; контроль за выполнением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения в многоквартирном доме нормативных требований по пользованию жилым помещением коммунальными и иными услугами, а также иных обязательств в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания; контроль за соблюдением арендаторами недвижимого имущества правил и норм технической эксплуатации фондов.

По состоянию на 11 января 2011 года в управлении ООО УК «Жилкомхоз» находится 1308 жилых многоквартирных домов.

Между собственником помещений каждого многоквартирного дома и ООО УК «Жилкомхоз» подписан договор управления многоквартирным домом, что подтверждается копиями договоров по домам 14, 33, расположенных по ул.Красноармейской.

Пунктом 7 договора управления многоквартирным домом закреплено, что изменение платы за содержание и ремонт жилья осуществляется один раз в год в соответствии с предельным индексом роста тарифов утвержденным Департаментом по тарифам Тульской области.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Постановлением департамента Тульской области по тарифам № 25/3 от 20 октября 2010 г. «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тульской области на 2011 год» предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по Узловскому району составили 15 %.

При этом вышеуказанные предельные индексы изменения размера платы на услугу по содержанию жилья не распространяются.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилкомхоз» самостоятельно увеличило размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для всего жилого фонда, обслуживаемого ООО УК «Жилкомхоз», изменив коэффициент вида благоустройства жилого фонда. Жилые дома, непригодные для проживания с коэффициентом 0,5 переведены в жилые дома пониженной капитальности с неполным благоустройством с коэффициентом 0,8. Данное решение было принято на собрании ООО УК «Жилкомхоз».

Указанные обстоятельства согласуются с показаниями свидетеля ФИО8, данными ею в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, которая пояснила, что является собственником квартиры в <адрес>, расположенном по <адрес>, отнесенному к фонду, обслуживаемому ООО УК «Жилкомхоз». Пояснила, что никаких дополнительных услуг по обслуживанию по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования ни до ДД.ММ.ГГГГ, ни после в их доме ООО не вводило, при этом размер платы по этому виду услуг увеличился. Ни представители ООО УК «Жилкмохоз», ни собственники жилых помещений <адрес> по предложению управляющей компании либо собственной инициативе, общего собрания по принятию решения об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги не проводили.

Согласно пояснению специалиста – начальника отдела ЖК и ДХ, строительству, архитектуре, транспорту и связи администрации муниципального образования Узловский район Перепечина Ю.М. в судебном заседании 06.06.2011 года, с прекращением с 2010 года Федеральной службой России по тарифам индексации тарифов по оплате жилья, их применение является исключительной прерогативой собственников жилых помещений. Однако собственниками жилых помещений жилого фонда, обслуживаемого ООО УК «Жилкомхоз», вопрос об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги на общих собраниях не решался.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилкомхоз» нарушена процедура проведения общего собрания собственников жилых помещений, установленная ст. 162 ЖК РФ, и предусматривающая, в том числе, порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги.

Вместе с тем, постановлением главы МО г. Узловая и Узловский район № 691 от 14.09.2001 г. «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания», на основании актов обследования жилых помещений, проведенных межведомственной комиссией в соответствии с «Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания», утв. приказом Госкомитете РФ по строительству и ЖКХ от 31.12.1999 г. № 177 и анализа износа жилых помещений по существующим техническим паспортам, утвержден перечень жилых зданий и помещений по муниципальному образованию г. Узловая и Узловский район, непригодных для постоянного проживания, в том числе: муниципальный жилой фонд – 1171 дома, общей полезной площадью 380,0 тыс. кв.м; жилой фонд сельхозпредприятий – 32 дома, общей полезной площадью 3,1 тыс. кв.м; частный жилой фонд – 244 дома, общей полезной площадью 12,9 тыс. кв.м.

Постановлением главы МО г. Узловая и Узловский район № 1162 от 01.12.2003 г. «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания» по состоянию на 01.10.2003 г. утвержден перечень жилых зданий и помещений по МО Узловский район, непригодных для постоянного проживания и главами поселковых администраций п. Дубовка, Брусянский, Майский, Каменецкий, Партизан произведена постановка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от размера занимаемой площади. Данное постановление является действующим.

Таким образом, администрация ООО УК «Жилкомхоз» не имела права применять повышающий коэффициент и переводить жилые дома непригодные для проживания в жилые дома пониженной капитальности с неполным благоустройством.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17) закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Довод представителей ответчика о выражении собственниками жилья согласия с увеличением тарифов по оплате платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги ввиду их добровольной оплаты указанных услуг, является несостоятельным, поскольку не основан на законе.

Иных доказательств в обоснование своей позиции стороной ответчика не представлено.

Суд основывает решение только на доказательствах, исследованных в судебном заседании.

Суд приходит к выводу, что действия ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» по увеличению с ДД.ММ.ГГГГ размера платы по содержанию и текущему ремонту жилья являются незаконными, нарушают конституционные права граждан, проживающих в многоквартирных домах на территории муниципального образования Узловский район, и заключивших с ООО УК «Жилкомхоз» договоры управления многоквартирными домами.

На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности заявленных истцом требования и их удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявленные Узловским межрайпрокурором требования удовлетворить.

Признать действий общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомхоз» по увеличению размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомхоз» произвести перерасчет размера платы на услуги по содержанию и текущему ремонту мест общего пользования для жилого фонда обслуживаемого Управляющей компанией ООО «Жилкомхоз» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ООО Управляющая компания «Жилкомхоз» госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы, представления в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу