РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июля 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Шилкиной И.В., с участием истца Савкина С.В., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-652/2011 по иску Савкина Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, установил: Савкин С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что он имеет право на снижение пенсионного возраста с 60 до 50 лет, которое возникло у него по тем основаниям, что она имеет специальный стаж работы с вредными условиями труда, который дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п. 1 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ, а также имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.33 и 35 ФЗ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с апреля 1986 года постоянно проживал и работал в зоне с правом на отселение. С целью реализации своих пенсионных прав он обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию. Отказ в снижении ему пенсионного возраста на первоначальную величину в 2 года обоснован тем, что в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года он не проживал в г. Узловая. Указывает, что в данный период проживал без регистрации по месту прописки жены по адресу: <адрес>, что может быть подтверждено свидетельскими показаниями. По изложенным основаниям Савкин С.В. просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить периоды его проживания в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающие право на первоначальное снижение пенсионного возраста на 2 года, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, дающие еще 3 года снижения пенсионного возраста, работу на производстве с вредными условиями труда и рассмотреть вопрос о назначении ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ В процессе судебного разбирательства истец уточнил требования искового заявления, просил признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суммируя периоды проживания и работы в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом и период работы с вредными условиями труда, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Савкин С.В. требования искового заявления с учетом их уточнения поддержал, просил удовлетворить. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, не оспаривая при этом право истца на снижение пенсионного возраста на 5 лет по основаниям наличия трудового стажа работы с вредными условиями труда 5 лет 8 мес. 2 дня и специального стажа 25 лет 11 мес. 13 дней. Полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований. Такое право истец приобретет в 53 года, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено. Кроме того, суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию гражданам, указанным в ст. 13 названного Закона установлено абз. 4 ст. 28.1 названного Закона, а именно, лицам, имеющим право на снижение возраста по ст.ст. 30-37 Закона и в соответствии с п.п. 1-10 п. 1 ст. 27 и п.п. 1-9 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1. Выслушав Савкина С.В., представителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокареву В.С., изучив письменные материалы делу, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что Савкин С.В. обратился с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Савкину С.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого возраста. Однако суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г.Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г.Узловая был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в г. Узловой Тульской области. В связи с чем Савкин С.В. имеет 09 лет 03 мес. 27 дней работы в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года. Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (дату обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионные органы) проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким образом, истец имеет 13 лет 03 месяца 04 дня в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Поэтому в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Савкин С.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 6 лет. Однако, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Савкин С.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. Согласно п.п. 1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам. Из материалов дела следует, что истец имеет 05 лет 08 месяцев 02 дня работы с вредными условиями труда, что подтверждается копией трудовой книжки Савкина С.В. и копией справки, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения льготной пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая приведенные нормы материального права и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Савкин С.В. имеет право на снижение пенсионного возраста по указанному основанию на 5 лет. Таким образом, с учетом положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсионный возраст Савкина С.В. подлежит снижению на 10 лет. Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию либо работе на загрязненной территории в соответствии с Законом № 1244-1 от 15.05.1991 г., не состоятельны исходя из следующего. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. В связи доводы ответчика о возможности истца выбрать лишь одно из оснований по указанному закону для возможности последующего учета с основанием снижения возраста выхода на пенсию по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также не основана на нормах действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Савкину С.В. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего возраста не основан на законе, а заявленные Савкиным С.В. исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на указанную пенсию у Савкина С.В. возникло ДД.ММ.ГГГГ, однако, за назначением трудовой пенсии по старости он обратился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, право выхода на пенсию истец приобрел с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Савкина Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Савкину Сергею Владимировичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Признать за Савкиным Сергеем Владимировичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить Савкину Сергею Владимировичу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Прямицына Е.А. Решение не вступило в законную силу.
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».