РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Шилкиной И.В., с участием истца Игнашкиной Т.В., представителя истца Игнашкиной Т.В. по доверенности Чепуриной Л.Н., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-658/2011 по иску Игнашкиной Тамары Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, установил: Игнашкина Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что она имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, которое возникло у нее по основаниям ст. ст. 33 и 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в зоне с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. С целью реализации своих пенсионных прав она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию. По изложенным основаниям Игнашкина Т.В. просит признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ей досрочную государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Игнашкина Т.В. и её представитель по доверенности Чепурина Л.Н. поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить в полном объеме. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований. Такое право истец приобретет в 52 года, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав Игнашкину Т.В., её представителя по доверенности Чепурину Л.Н. представителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокареву В.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что Игнашкина Т.В. обратилась с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Игнашкиной Т.В. было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого возраста. Однако суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория пос. Дубовка Узловского района была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен и она стала относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория поселок шахта 44 Узловского района Тульской области в соответствии с вышеназванным перечнем населенных пунктов относится к зоне с проживания с льготным социально - экономическим статусом. В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Игнашкина Т.В. проживала в пос. шахта 44 Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, истец имеет право на первоначальную величину снижения возраста на 1 год в соответствии со ст. ст. 34, 35 названного закона. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в пос. Дубовка Узловского района, т.е. в зоне с правом на отселение. Таким образом, истец имеет 10 лет 07 месяцев 29 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, то есть, всего на 3 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) истец проживает в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом. В связи с чем истец имеет 13 лет 01 месяц 20 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Поэтому в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Игнашкина Т.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года. С учетом первоначальной величины снижения возраста на 1 год и дополнительной величины на 3 года, в силу положений ст. 34 Закона, устанавливающей общую величину снижения пенсионного возраста по указанной зоне не более чем на 3 года, снижение пенсионного возраста истца за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 3 года. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по двум зонам общая величина составила 6 лет. Однако, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Игнашкина Т.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. При этом суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право на пенсионное обеспечение истец приобретет в 52 года, поскольку снижение пенсионного возраста, когда граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию. В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. В связи с чем доводы ответчика о возможности снижения возраста выхода на пенсию лишь по одному из оснований, предусмотренных вышеназванным законом, не основана на нормах действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством. Разрешая требование Игнашкиной Т.В. о законности решения и протокола заседания комиссии пенсионного органа, суд учитывает, что решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Игнашкиной Т.В. досрочной государственной пенсии по старости вынесено в соответствии с протоколом заседания комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание их единую нумерацию и даты принятия, суд считает, что в данном случае подлежит обжалованию лишь решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание приведенные нормы материального права, суд считает, что отказ ответчика в назначении Игнашкиной Т.В. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последней возраста, принятый в форме решения, не основан на законе, в связи с чем исковые требования Игнашкиной Т.В. в указанной части подлежат удовлетворению. На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Поскольку Игнашкиной Т.В. 50 лет исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, а за назначением пенсии по старости она обратилась в пенсионные органы ДД.ММ.ГГГГ, то право выхода на пенсию истица приобрела с ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая требования в рамках заявленных, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Игнашкиной Т.В. об обязании пенсионный орган назначить ей государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Игнашкиной Тамары Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить частично. Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Игнашкиной Тамаре Владимировне в назначении досрочной государственной пенсии по старости незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить Игнашкиной Тамаре Владимировне досрочную государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части иска Игнашкиной Тамаре Владимировне отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Прямицына Е.А. Решение не вступило в законную силу.