РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2011 года г.Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Румянцевой В.А., при секретаре Мошковой О.В., с участием истца Бучнева Ю.И., представителя истца по доверенности Чепуриной Л.Н., ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области в лице представителя по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-743 по иску Бучнева Юрия Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию, у с т а н о в и л: Бучнев Ю.И. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе) с заявлением о назначении государственной пенсии по старости. Решением Управления ПФР в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему отказано. С данным решением не согласен, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории зоны с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время живет в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на 6 лет. Просит признать решение начальника Управления ПФРФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ и решение Управления ПФ РФ в г. Узловая заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав за № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ответчика назначить ему государственную пенсию по старости с возмещением вреда по уменьшению пенсионного возраста на 5 лет с момента обращения в пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ. От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. 24.03.2011 года истец обратился с заявлением, в котором просил назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно, независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Проживание истца в зоне с правом на отселение составляет 10 лет 0 месяцев 19 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 14 лет 03 месяца 5 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, применительно к истцу возраст выхода на пенсию может быть снижен на 3 года либо в связи с проживанием в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Истец обратился с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 55 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 5 лет. С 1.02.1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года был изменен статус территории города Узловая. В связи с этим граждане, ранее проживающие (работающие) в зоне проживания с правом на отселение, с 1.02.1998 года приобрели статус граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Когда граждане относятся к двум и более категориям, указанным ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льготы предоставляются только по одному из оснований (п.2 ст.3 закона). Суммирование льгот по ст.33 и ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено. Истец, ссылаясь на ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», неверно трактует данную норму. Считает необоснованной ссылку истца на Определение Конституционного суда № 403-0 от 11.07.2006 года. Указывает, что в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10 ст. 27 и пп. 1-9 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ № 173-ФЗ, и, по их желанию, по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года. В судебном заседании истец Бучнев Ю.И. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить. Представитель истца по доверенности Чепурина Л.Н. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала и просила их удовлетворить. Представитель ответчика Управления ПФР в г. Узловая и Узловском районе Кокарева В.С. иск не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях. Суд, выслушав истца, его представителя и представителя ответчика, изучив письменные материалы делу, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория пос. Дубовка Узловского района Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года - к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Как следует из копии решения ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Бучневу Ю.И. отказано в назначении государственной пенсии на основании ст. 33,34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д. 19). Согласно справке администрации муниципального образования рабочий поселок Брусянский Узловского района № от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в пос. Брусянском Узловского района, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 9). Как следует из справки администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района № от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в п. Дубовка Узловского района, который до 01 февраля 1998 года относился к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года- к зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.10). Таким образом, истец на момент обращения за назначение пенсии имеет 10 лет 0 месяцев 19 дней проживания в зоне с правом на отселение и 14 лет 03 месяца 5 дней - в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на основную величину на 1 год в связи с проживанием с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с льготным социально-экономическим статусом и на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания на территории зоны с правом на отселение, но не более, чем на 5 лет в общей сложности, и на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Общее время проживания в зоне с правом на отселение составит у истца 10 лет 0 месяцев 19 дней, и 14 лет 03 месяца 5 дней в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что в силу положений п.п. 7 и 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает истцу право на льготу по снижению пенсионного возраста еще на дополнительную величину в виде 3 лет за проживание в зоне с правом на отселение и еще 3 лет - в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно представленным материалам, ДД.ММ.ГГГГ Бучнев Ю.И. обратился с письменным заявлением о назначении пенсии в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, однако решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом. Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Проживая на территории зоны с правом на отселение, Бучнев Ю.И. приобрел право на максимальное снижение пенсионного возраста 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны его проживания (работы) не может лишать его права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, порядок исчисления такого снижения подлежит применению в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за три года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 7 лет. Истец обратился за назначением льготной государственной пенсии с уменьшением возраста по достижении 55 лет, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений закона. На основании п.1 ст. 23 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная этим законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Поскольку Бучневу Ю.И. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 55 лет, а за назначением трудовой пенсии по старости он обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, право на получение пенсии у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ- со дня обращения. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Бучневу Ю.И. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего пенсионного возраста, не основан на законе. Вместе с тем, учитывая, что решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Бучневу Ю.И. досрочной трудовой пенсии по старости вынесено в соответствии с коллегиальным решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, и принимая во внимание их единую нумерацию и даты принятия, в данном случае подлежит обжалованию лишь решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Бучнева Юрия Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию удовлетворить частично. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бучневу Юрию Ивановичу в назначении государственной пенсии незаконным. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Бучневу Юрию Ивановичу досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части в удовлетворении исковых требований Бучневу Ю.И. отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Бучнева Юрия Ивановича <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Председательствующий В. А. Румянцева Решение не вступило в законную силу.