РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 августа 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Шишкова Н.А., при секретаре Чернобривой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-764 по иску прокурора Советского района г.Тулы об обязании индивидуального предпринимателя Кулешовой Марины Владимировны выполнения комплекса мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: прокурор Советского района г. Тулы обратился в суд к индивидуальному предпринимателю Кулешовой М.В. об обязании выполнения комплекса мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, ссылаясь на следующие обстоятельства. 4 мая 2011 года прокуратурой Советского района г. Тулы совместно с ОНД по Советскому району г. Тулы в рамках осуществления надзора была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем Кулешовой М.В (далее ИП Кулешова М.В.) в торговой палатке расположенной по адресу: г. Тула, остановка <данные изъяты> В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности, а именно ст. 83, 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.п. 7, 15, 57, 60, 108 Правил пожарной безопасности в РФ и п.п. 31, 36 «Норм пожарной безопасности «обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» утвержденных Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645: Нарушения требований пожарной безопасности выявленные в ходе проверки заключались в том, что: руководящие работники и лица ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-техническому минимуму; не выполнен замер сопротивления изоляции электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и первичные средства пожаротушения; электропроводка выполнена не в соответствии с требованиями ГОСТов (соединения проводов выполнены в виде скруток). Указанные нарушения существенным образом нарушают требования законодательства о пожарной безопасности и многократно увеличивают риск возникновения пожара, что создает опасные условия для жизни и здоровья граждан, и могут привести к существенному нанесению ущерба имуществу граждан и муниципальной собственности. Просит обязать ИП Кулешову М.В. выполнить комплекс мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности в торговой палатке расположенной по адресу: г. Тула, остановка <данные изъяты> а именно обязать ИП Кулешову М.В оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре; выполнить замер сопротивления изоляции электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; выполнить электропроводку в соответствии с ГОСТом; оборудовать помещения первичными средствами пожаротушения; организовать прохождение обучения руководящих работников и лиц, ответственных за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума. В судебном заседании прокурор Антонова Л.В. поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить. Ответчик ИП Кулешова М.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена должным образом. Согласно телефонограмме, имеющейся в материалах дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает. Суд, выслушав прокурора, свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому указанное признание может быть принято судом, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном объеме, при этом исходит из следующего. Так, Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Кроме того, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ был принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст.83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации установлены СП 5.13130.2009. В силу ч.1 ст.84 вышеназванного закона оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию. Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях установлены СП 3.13130.2009. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно вышеуказанной нормы права, Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 Правил пожарной безопасности в РФ). В силу п. 57 Правил пожарной безопасности в РФ проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. В соответствии с п. 3.5.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей переносные и передвижные электроприемники, вспомогательное оборудование к ним должны подвергаться периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев. В соответствии с п. 7 Правил пожарной безопасности в РФ все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. На основании п.15. Правил пожарной безопасности в РФ в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим и регламентированы: -порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; -порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; -действия работников при обнаружении пожара; -определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. Одновременно Приказом от 12 декабря 2007 г. N 645 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". Так же, в соответствии с п. 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. В силу п. 36 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: -руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; -работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Согласно п. 108. Правил пожарной безопасности в РФ помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушители), при определении видов и количества которых следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. В силу п. 60 Правил пожарной безопасности в РФ при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: - использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; -пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; - обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; - применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания. В судебном заседании установлено, что ответчица Кулешова М.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 71 №, копией уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В соответствии с договором купли-продажи от 20 декабря 2010 года Кулешова М.В. приобрела у ИП ФИО5 в собственность торговую палатку, расположенную на остановке общественного транспорта около дома № по ул. <адрес> г. Тулы. Согласно договору аренды земельного участка № 2292 от 22.03.1999 года ИП ФИО5 принял в аренду от МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» земельный участок площадью 8 кв.м., расположенный в Советском районе г. Тулы на пересечении ул. <адрес> и <адрес>. Однако, на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 16 декабря 2010 года ИП ФИО5 передал а ИП Кулешова М.В. приняла на себя в полном объеме права и обязанности по договору аренды от 22.03.1999 года № 2292 земельного участка площадью 8 кв.м., расположенного по адресу: г.Тула ул. <адрес> и <адрес>. Согласно копии акта от 4 мая 2011 года помощником прокурора Советского района г. Тулы ФИО6 и инспектором ОНД Советского района г. Тулы ФИО8 в торговой палатке ИП Кулешовой М.В., расположенной по адресу: г. Тула, остановка <данные изъяты> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проведения проверки выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно, отсутствовали: пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения, документы, подтверждающие прохождение руководителем организации программы пожарно-технического минимума, технический отчет замера сопротивления изоляции электропроводки, плафон рассеиватель на светильнике предусмотренный инструкцией; в электрощитовой электропроводка выполнена не по ГОСТу (соединения проводов выполнены в виде скруток). За вышеназванные нарушения ИП Кулешова М.В. была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, что подтверждается копией постановления о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности № 203 от 16 июня 2011 года. Данное постановление о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности вступило в законную силу и ответчицей Кулешовой М.В. не обжаловалось. Кроме того, свидетелем ФИО4 в судебном заседании подтверждено, что 4 мая 2011 года им совместно с помощником прокурора Советского района г.Тулы ФИО6 в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года № 2202-1 была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности в отношении ИП Кулешовой М.В. в ходе которой были выявлены вышеперечисленные нарушения действующего законодательства, и которые до настоящего времени ответчицей не устранены. Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется. Таким образом, ИП Кулешовой М.В. были нарушены ст. 83, 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п.п. 7, 15, 57, 60, 108 Правил пожарной безопасности в РФ и п.п. 31, 36 «Норм пожарной безопасности «обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» утвержденных Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645. Кроме этого, ответчиком заявленные прокурором Советского района г.Тулы исковые требования не оспариваются. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, и заявленные исковые требования считает подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд, р е ш и л: исковые требования прокурора Советского района г. Тулы удовлетворить в полном объеме. Обязать индивидуального предпринимателя Кулешову Марину Владимировну выполнить комплекс мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности в торговой палатке, расположенной по адресу: г.Тула, остановка <данные изъяты> - оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре; - выполнить замер сопротивления изоляции электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; - выполнить электропроводку в соответствии с ГОСТом; - оборудовать помещения первичными средствами пожаротушения; - организовать прохождение обучения руководящих работников и лиц, ответственных за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий
оповещения людей о пожаре;