Решение от 31.08.2011 г. по иску Окорокова Сергея Витальевича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеева Н.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием истца Окорокова С.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-824 по иску Окорокова Сергея Витальевича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Окороков С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее – ГУ ТО УСЗН Узловского района) о признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что, как ветеран труда, в силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) имеет право на меры социальной поддержки, в частности на получение ежемесячной денежной выплаты. Обратившись в орган социальной защиты населения Узловского района Тульской области с соответствующим заявлением, получил отказ в связи с не достижением пенсионного возраста. Считает данный отказ не соответствующий закону и просит признать за ним право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязав ответчика производить выплату с даты обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».

От представителя ответчика поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он указывает, что в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, меры социальной поддержки на основании закона № 493-ЗТО предоставляются при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки не имеется. Вместе с тем, с учетом проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, указанные меры социальной поддержки могут быть реализованы по достижению истцом пенсионного возраста, уменьшенного на определённую величину в зависимости от времени проживания на загрязнённой территории.

От представителя третьего лица департамента социального развития Тульской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором он исковые требования считает необоснованными и просит в удовлетворении их отказать, ссылаясь на то, что одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата, выделена в законе Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться ст. 7 данного Закона, на которую ссылается истец в обоснование своих требований, без учета ст. 3 Закона, поскольку круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по названным статьям должен совпадать с кругом лиц, имеющим право на льготы в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ), определяющим, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ».

Поскольку истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, правовых оснований для предоставления ей указанной меры социальной поддержки не имеется.

В судебном заседании истец Окороков С.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица - департамента социального развития Тульской области - в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен должным образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о месте и времени рассмотрения дела, а стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив письменные материалы делу, приходит следующему.

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, Окорокову С.В. присвоено звание «Ветеран труда» (л.д.11).

В соответствии п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размером по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерация иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной поддержки указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе правового разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО « О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда были отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, истец в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. Однако, в удовлетворении данного требования истцу было отказано по причине недостижения им 60-летнего возраста, дающего право на трудовую пенсию, сниженного с учетом времени проживания в зоне радиоактивного загрязнения, что подтверждается письмом ГУ ТО «УСЗН Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в деле (л.д. 12-14).

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужило то, что Окороков С.В. не достиг пенсионного возраста, при наличии которого Закон Тульской области предусматривает право на получение таких льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных жителей Тульской области».

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Узловского района» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениям Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении».

В силу статьи 7 указанного Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида мер социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки, органами социальной защиты ему неправомерно отказано в предоставлении названной выше льготы, суд считает, что требования Окорокова С.В. в назначении ему как ветерану труда ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района».

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Окорокова Сергея Витальевича удовлетворить.

Признать за Окороковым Сергеем Витальевичем, имеющим звание «Ветеран труда», право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить Окорокову Сергею Витальевичу, имеющему звание «Ветеран труда», ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Окорокова Сергея Витальевича <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Тимофеева

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200